Съедено всё!

В 1921-1922 годах, во время Гражданской войны, в стране случился массовый голод. Он известен как голод в Поволжье в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний, сильно пострадали Самарская (куда входил Бугурусланский уезд), Саратовская губернии. Голодали в районах южной Украины, в Крыму, Башкирии, Казахстане…

«Из ежедневно получаемых с мест сообщений видно, что голод принимает громаднейшие размеры. Доедаются последние остатки суррогата, у кого они, конечно, были. А дальше? … А дальше положение рисуется в самых страшных, не поддающихся никакому описанию картинах. Положение слишком серьёзное, чтобы о нём молчать…» (Из доклада о деятельности Бугурусланской уездной комиссии помощи голодающим, 1921 год).

Предпосылкой катастрофы послужил неурожайный 1920-й год. Весна 1921-го принесла небывалую засуху. В мае погибли озимые хлеба. Отсутствие дождей и появление саранчи послужили причиной гибели яровых посевов.

Практически все запасы продовольствия, которые оставались у крестьян, были изъяты в предыдущем году в ходе продразвёрстки. Первоначально продразвёрстка распространялась только на хлеб и зернофураж, позже к ним добавили картофель и мясо, а к концу 1920 года — почти все сельхозпродукты. Чтобы избежать изъятия продуктов, крестьяне сбывали их спекулянтам, подмешивали в корм животным, съедали или прятали. К тому же многие стали сеять столько, сколько было необходимо для физического выживания семьи.

В сельском хозяйстве наблюдался упадок. Количество трудоспособных мужчин в деревне начало сокращаться ещё с Первой мировой войны (1914-1918 гг). Революция и Гражданская война также внесли свою лепту.

Следствием продразвёрстки, войн, недорода и стал продовольственный кризис.

Руководством страны обсуждались различные меры стабилизации ситуации, многие из которых не удалось реализовать. Так, массовой эвакуации мешали расстроенные пути сообщения; призыв новобранцев в армию не снимал продовольственной проблемы; на закупку нужного объёма продуктов за границей не хватало валюты.

Для ликвидации голода и его последствий в Бугуруслане и Бугурусланском уезде в июле 1921 года была создана Бугурусланская уездная комиссия помощи голодающим (Укомпомголод). Основными задачами комиссии стало: обеспечение посева полей в уезде, продовольственная помощь голодающим (в первую очередь детям), улучшение быта детей, сохранение сельскохозяйственного инвентаря и рабочего скота у голодающего населения, переселение в другие губернии.

Согласно статистике Укомпомголода, в Бугурусланском уезде было зарегистрировано 691255 голодающих, из них детей до 15 лет — 310909, взрослых — 380246 (данные на 1 января 1922 г.). Выявлено, что 9,3 процента питается продуктами, а 90,7 процента — суррогатами.

По уезду открывались питательные пункты. Однако их количество не позволяло накормить всех нуждающихся.

24 декабря 1921 года уполномоченный по общественному питанию, председатель правления районного Бугурусланского общества потребителей И. А. Иванов в докладе в Самарский губернский союз потребительских обществ пишет: «До сих пор во всех докладах по организации общественного питания мною постоянно говорилось и писалось о катастрофическом положении района в продовольственном отношении. Теперь голод — совершившийся факт. Этот голод с каждым днём усиливается, и нет сил и возможности обрисовать то положение, в котором оказалось население района. Крестьянское население гибнет. Этот факт не требует красивых слов, докладов, всевозможных регистраций, учётов, прикрепления «голодных» к якобы «сытым» (голодный голодного не прокормит). Голод со своими неизменными спутниками — тифом в разных видах, оспой, холерой и другими болезнями — собирает обильную дань с населения. Нет такого дома и семейства, где бы не было больного той или иной болезнью. Голодные массы требуют немедленной помощи. Там, где уже открыты питательные пункты, отпускаемым в них на ребёнка обедом питается вся семья из 5-6 человек. Крестьянское население вынуждено под влиянием всеусиливающегося голода беспощадно уничтожать последний скот, так как и суррогаты уже на исходе.

Необходима немедленная помощь со стороны государства. Эту помощь населению государство обязано оказать, так как оно перед правительством выполнило свято свой долг: в текущем году оно внесло продналог хлебом и другими продуктами полностью, а само после этого тут же перешло на суррогаты (лебеду, отбросы, катум, глину, падаль, лесных зверей и т.д.)…

… Развитию эпидемии на почве голода способствует недостаток соли в связи с введением на неё монополии (население ввиду высоких цен не в состоянии приобрести в достаточном количестве этот продукт первой необходимости), а также отсутствие медикаментов, из-за чего медицинский персонал не может оказать необходимую помощь тем, кто в ней нуждается…»

К февралю 1922 года Укомпомголодом было эвакуировано в другие губернии 10645 человек, из них 2950 детей, не считая выбывших одиночным порядком 152 человека взрослых и 75 детей, рабочих с семьями 2182 человека, 2159 детей из детских домов. В журнале «Известия Самарского Губсоюза» от 1 января 1922 года сохранилось описание этого явления: «Переселенческие поезда были переполнены, водные пути загружены. На всех просёлочных дорогах губернии день и ночь скрипели повозки, кибитки, обтянутые воловьими шкурами, кричали верблюды, мычали коровы, блеяли овцы, плакали и стонали дети. Туркестан, Сибирь, Украина. Вот три магических слова, окрылявшие самарских переселенцев. Людской поток лился беспрерывно… Гиб скот. Дорогой падали лошади — впрягали коров. И жалкие, измождённые коровы, натужась, выполняли непривычную им работу упряжного скота. Что-то средневековое складывалось в этой стихийной волне переселения, повального бегства».

Сотрудниками Укомпомголода проводилась работа по постановке благотворительных спектаклей, сбору пожертвований, организации «Недели голодающего ребёнка» и «Недели помощи голодающим». Благодаря данным мероприятиям удавалось собрать продукты для голодающих, такие, например, как картофель, мясо, картофельную муку, пшено, просо, капусту, соль, масло, семечки и другие, а также денежные средства.

Организовывались экспедиции за хлебом в губернии, не пострадавшие от стихии.

Под руководством Укомпомголода был организован посев озимых, а затем вспашка земли под яровые культуры, семена которых поступили от государства. В одном из отчётов Укомпомголода имеются сведения о прибытии в уезд 170 вагонов пшеницы, 21 вагона проса, 9 вагонов овса, 10 — конопли, 1 — гороха, 1 — ячменя, 13 — подсолнуха.

26 февраля 1922 года в Бугурусланский уезд прибыла благотворительная организация Американская администрация помощи (АРА). Столовые АРА для питания детей открылись 1 марта, для взрослых — 13 марта. В марте столовые обслужили 15015 детей, 113854 взрослых. В августе количество питающихся составляло 102362 и 190000 соответственно.

Помимо продовольственной помощи АРА снабжала учреждения здравоохранения медикаментами. Благодаря этому эпидемию свирепствовавшего в то время тифа удалось ослабить.

АРА выдавала детям обувь и одежду, а также снабжала детские дома дополнительным пайком, одеждой и бельём.

Питательные пункты АРА были закрыты 1 июня 1923 года в связи с улучшением обстановки. Всем пунктам были выданы продукты в среднем на 28 дней, а детским домам и учреждениям здравоохранения — на 6 месяцев.

Из отчёта исполнительного комитета Бугурусланского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 25 июля 1923 года: «Подводя итоги деятельности АРА, нужно сказать, что помощь последней довольно солидна и благодаря ей оказана существенная помощь голодающему населению.

Питание взрослого населения представляло из себя большое значение и служило большим подспорьем в каждом доме, а иногда даже занимало первенствующее место, так как большинство населения питалось лебедой и другими суррогатами».

По некоторым оценкам, голод охватил до 40 миллионов человек в стране, его жертвами (вместе с инфекционными эпидемиями) стали до 5 миллионов жителей. В социальном плане больше всех пострадала деревенская беднота, особенно те, у кого не было молочного скота, спасшего от смерти многие семьи.

В возрастном плане больнее всего голод ударил по детям, лишив значительную часть тех, кому удалось уцелеть, родителей и крова. В 1922 году более 1,5 миллиона крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя. В Бугурусланском уезде насчитывалось до 17705 беспризорных. Из них 1567 детей находились в детских домах, 1000 — на иждивении сельскохозяйственных артелей, 15138 — на иждивении волостных комитетов.

Борьба с голодом продолжалась до осени 1922 года, когда в Поволжье, наконец, был собран хороший урожай. Однако вплоть до следующего, 1923 года, всё ещё ощущались последствия двух голодных лет. О страшных событиях напоминали материалы «Музея истории голода», который работал в Самаре вплоть до 1925 года.

Вера РАФИКОВА, ведущий архивист
государственного архива в Бугуруслане.