Дальнобойщик из Бугуруслана Алексей Андрианов рассказал о плюсах и минусах профессии

Сегодня в России празднуется День дальнобойщика. Накануне поговорила с бывалым водителем о плюсах и минусах этой профессии.

Кто из мальчишек не мечтает посидеть за рулем большегруза? Бывает, что детские мечты сбываются, и, повзрослев, кто-то становится дальнобойщиком. Благодаря фильмам и песням, восхваляющим эту профессию, у многих сложился стереотип: дальние поездки — это романтика, связанная с опасностями и приключениями. Как на самом деле обстоят дела, рассказал профессиональный водитель Алексей Андрианов.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Сегодня Алексей работает в одной из крупных транспортных компаний, управляет 20-метровой Scania. Кто не встречал эту оранжевую красавицу на трассах нашей необъятной Родины? А уж когда в пересменку Алексей заезжает на родную тихую улочку — восторгу местных мальчишек нет предела.

За плечами дальнобойщика 22 года водительского стажа.

После окончания Бугурусланского сельхозтехникума Алексей работал в нефтянке. Начинал в БУТТ на «УАЗе», потом пересел на «КамАЗ»-бочку. И только спустя восемь лет, после получения категории «Е» попробовал себя в роли дальнобойщика — на фурах «Магнита». Работу Алексей сравнивает с наркотиком и признается, что она затягивает и не отпускает — начинается «жажда дороги», которую можно утолить только в рейсе.

ЧТО НАША ЖИЗНЬ ШОССЕ — ШОССЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Поначалу рейсы были по соседним Самарской и Ульяновской областям, позже — на более дальние расстояния. Молодого водителя притягивали незнакомые города, знакомства, в общем, романтика. Но оказалось, не такая уж это и романтическая работа — колесить по разбитым дорогам в любое время года, и обязанность — несмотря на все преграды груз нужно доставить в целости и сохранности точно ко времени.

Рейсы дальнобойщики тоже называют вахтами. Самая длинная, по словам Алексея, была два месяца. А самыми дальними пунктами поездки — Владивосток, Апатиты, Новый Уренгой, Кабардино-Балкария. Домой заезжает, как правило, на пару недель. Получается, что большая часть жизни проходит в пути.

— Не каждый выдержит такую нагрузку, — рассказывает Алексей Андрианов, — не только тяжело крутить баранку несколько часов подряд, но и психологически тяжело. Те, кто выбрал эту профессию, становятся закаленными дорогой, им приходится самостоятельно принимать решения, не надеяться на помощь со
стороны.

О БЫТЕ, ПИТАНИИ И КОМФОРТЕ

Автомобиль дальнобойщика — его второй дом. Все кабины оборудованы спальными местами. В некоторых есть кофеварки, микроволновки и холодильники.

— В моей кабине очень комфортно и даже лежат коврики. Летом могу ехать босым, зимой — в носках. Обедаю в основном в придорожных кафе. Остановиться на ночлег можно в специально оборудованных паркингах. Но случалось, что приходилось останавливаться на ночевку на обочине.

КОДЕКС ЧЕСТИ ДАЛЬНОБОЙЩИКА

Бывалый водитель считает, что главное — оставаться человеком в любой ситуации. Сейчас молодые водители какие-то равнодушные, проедут мимо, зная, что нужна их помощь. Понятно, что им надо вовремя доставить
груз, но опытные так не поступают, — сетует Алексей.

Сегодня кто-то стоит на обочине сломанный — ты мимо проехал. А завтра в таком положении можешь ты оказаться. Уважающий себя дальнобойщик остановится и поможет. Если не поможет — это уже не дальнобой.

О РИСКАХ, ОТДЫХЕ И ЗАРПЛАТЕ

Назвать работу дальнобойщика безопасной сложно. На дорогах встречаются и воровство, и вымогательство.

— Со мной ничего подобного, к счастью, не случалось, — продолжает Алексей, — все-таки сейчас не 90-е. Но слышал разные истории.

Касательно усталости, если устал — нужно лечь и отдыхать, считает Алексей. Сейчас за соблюдением режима труда и отдыха следят строго — в этом помогают тахографы. Ведь вождение большегруза требует особых навыков — фура весом в двадцать и более тонн не может моментально остановиться или быстро разогнаться. Кроме того, неуправляемая фура (если водитель, к примеру, заснет), может привести к непредсказуемым последствиям на дороге. Поэтому водитель должен достаточно отдыхать.

— У нас есть рация и свой канал радиосвязи, по которому сообщаем друг другу о постах
ГИБДД, авариях и пробках. Финансовое вознаграждение дальнобойщика зависит от количества пройденных километров. В среднем мы получаем пять-шесть рублей за километр. Но я уверен, что наш труд должен стоить дороже, потому что мы несем ответственность за груз, за машину и даже за других участников дорожного движения. И платить нужно не за километраж, а за время, проведенное в пути.

ОДИНОЧЕСТВО В КАБИНЕ

— В рейсе всегда один. И даже предпочитаю ехать в тишине. В свободное время слушаю радио, на стоянке общаюсь с коллегами.

Ну а дома Алексея Андрианова ждет супруга Ольга. Помимо работы бухгалтером на Бугурусланском почтамте она воспитывает Веронику, Надежду и Дениса. На ее плечах забота о доме, огороде.

— Обычный семейный человек хочет бывать дома почаще, но эта профессия не даст такой возможности. Само слово «дальнобойщик» подразумевает, что вы часто будете находиться далеко от дома. Я, например, редко попадаю на семейные праздники. Конечно, близкие переживают каждый раз, когда отправляюсь в поездку, но современные средства связи позволяют списываться, созваниваться и даже видеть друг друга. Звоню родным при каждой возможности.

НАДО ГОРЕТЬ ДЕЛОМ

— В работе дальнобойщика определенно есть минусы: ты устаешь физически и морально, в какие-то сложные для семьи моменты тебя может не быть дома, ты постоянно испытываешь какую-то неопределенность. Знакомое каждому водителю состояние: когда мы дома, мы хотим в рейс, а в рейсе мы хотим домой. Чтобы со всем этим
справляться, надо буквально «гореть» своим делом. Случайные люди у нас не задерживаются.
Так что профессию менять не планирую, не всю Россию еще объехал!

А коллегам (я знаю, в Бугуруслане таких немало) в профессиональный праздник хочу пожелать крепких нервов, доброго здоровья и ровных дорог! Пусть «железная лошадка» никогда не подводит. Желаю легко преодолевать километры и всегда быть на позитиве!

Галина ЧЕРНОВА.