Дни пухового платка

Как уже сообщалось, в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в регионе прошли традиционные акции, посвящённые легендарному оренбургскому пуховому платку, одному из символов России.

В этот день проводятся конкурсы мастериц-вязальщиц, выставки народного художественного промысла — пуховязания.

Жительницы Бугуруслана и Бугурусланского района приняли активное участие в акции «В Покров день — платок надень».

Так, первыми накинули пуховые платки сотрудницы центральной детской городской библиотеки имени С. Т. Аксакова. Поддержали акцию и сотрудники краеведческого  музея. Интересные фотоработы были выставлены в социальных сетях на официальных страницах городского совета женщин.

Районный отдел культуры в рамках областной акции «Дни оренбургского пухового платка» пригласил всех на онлайн-фотовыставку «Пуховые шедевры».

Представительницы прекрасного пола разных возрастов, проживающие в сёлах Бугурусланского района, прислали фотографии, выполненные с любовью и нежностью. Личным примером поддержали народный художественный промысел пуховязания.

Ирина БОРИСОВА.

«Я его вечерами вязала…»

Ольга ГРИГОРЬЕВА

Слова известной песни в исполнении незабвенной Людмилы Зыкиной всплыли в памяти, когда готовилась к встрече с бугурусланской рукодельницей. По паутинкам Рахимы Нарбековой можно изучать географию не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Армения, Польша …

За сорок шесть лет, что занимается вязанием, Рахимой Фатыховной связана не одна сотня пуховых ажурных платков. Сколько точно? Ответить затрудняется, не считала. Для неё всегда был важен процесс создания.

— Впервые спицы в руки взяла лет в десять, — вспоминает собеседница. — Первыми учителями были соседки, подружки. Взрослые вечерами собирались на посиделки, и мы, девчонки, с ними. Первое, что связала — накидушки на кроватки кукол. Помню, вязала крючком. Потом перешла на спицы.

В четырнадцать самостоятельно связала первую паутинку. Это увлечение стало хорошим подспорьем для семьи. Паутинку девочка могла связать за неделю. При этом успевала и уроки выучить, и с подружками погулять…

Рисунок первой позаимствовала у соседки, а потом стала сама выдумывать, «рисовать» спицами тончайший узор.

Было время, когда женщины разных национальностей носили платки на голове, сегодня — чаще всего пуховый платок используют под верхнюю одежду, для тепла. Мастерица Рахима тоже носит его на плечах. Что поделать, мода ушла, но потребность в «ласковом, нежном тепле», которое дарит полотно, выполненное с любовью, осталась.

Ушло в прошлое и повальное увлечение вязанием пуховых платков в Бугуруслане. А когда-то на Слободке почти в каждом доме жили вязальщицы паутинок.

Сегодня Рахима Фатыховна в основном вяжет на заказ. И желающих иметь пуховое изделие не становится меньше. Платки, паутинки, палантины — всё, что пожелают, разных размеров.

В семье Нарбековых народный промысел объединяет почти всех.

— Никогда не пряла тонко, — признается Рахима Фатыховна. — Хочется, чтобы паутинка была как можно теплее.

Есть у мастерицы и свои секреты, которые она использует прежде, чем передать платок будущей хозяйке. Какие? Но это же секрет…

— Как правильно выбирать паутинку? — интересуюсь.

— Не специалист не сможет это сделать наверняка. Единственное, что нетрудно определить самостоятельно, это качество сырья. Чтобы убедиться, что использован натуральный пух, надо поджечь кусочек пряденой нити. Она должна источать специфический запах жжёной шерсти. Нередки случаи, когда нерадивые продавцы «всучивают» новичкам распушённую… пластиковую леску.

Сырьё для платков моя собеседница покупает на городском рынке у постоянного поставщика.

В день, когда мы встретились с Рахимой Фатыховной, она направлялась на встречу с очередной заказчицей. Не удержалась, подержала пуховый шедевр в руках: мягкий, нежный лёгкий, почти невесомый…

SONY DSC

Тонкий,

лёгкий, тёплый

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда после одной из экспедиций Пётр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и описал способы изготовления платков из него. Хотя вязать их начали гораздо раньше…

 Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за уникальных качеств. Пух очень тонок — 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера — 22-24 микрон. Именно из-за тонкости пуха удаётся получать лёгкие изделия, при этом очень тёплые.

Такой пух получают лишь от коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Причина — в местном климате, а также в особом питании. Жёсткие погодные условия Оренбуржья вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать тёплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с тёплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял уникальность.

Мировая слава настигла оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, затем — в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки — имитация.

Самый большой в мире оренбургский пуховый платок был связан в 2017 году на пуховязальной фабрике. Его размеры — 20 на 20 метров. Общая площадь — 400 квадратных метров. По форме он напоминает гигантскую белую паутинку с рядовым узором. На неё ушло 46 килограммов пуховой пряжи (на обыкновенный платок обычно требуется 300-400 г). 

Кстати, оренбургский пуховый платок является символом России наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью и уральским малахитом.

Самая большая коллекция платков представлена в галерее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.