Электромобиль. Владелец японского Nissan Leaf рассказал газете об особенностях авто

Электрические автомобили всё чаще встречаются на улицах российских городов. И Бугуруслан не стал исключением. Это очередная игрушка или веяние времени? Стоит ли отказываться от бензина и дизеля в пользу авто на батарейках? Недавно я встретилась с бугурусланцем Василием СМАРОВОЗОМ — владельцем электромобиля Nissan Leaf и попросила поделиться впечатлениями об электрокаре.

Решился на электрокар

Не платить за бензин — мечта любого автовладельца. Электрические авто экологичны и практически идеальны для города. Nissan Leaf стал для Василия первым электромобилем. На данный момент эта модель одна из самых популярных электрокаров в мире. До этого он ездил на топливных машинах. Непосредственно перед Nissan у него был бензиновый седан Toyota Corolla также с правым рулём. Теперь же автовладелец активно использует Leaf девять месяцев, проехав более восьми тысяч километров.

Василий проанализировал, сколько машина потребляет в различных условиях.

— Давно хотел купить машину, но всё думал: какую именно, — рассказывает владелец электрического автомобиля. — Выбирал между Hyundai Solaris и Kia Rio с обычным топливным двигателем стоимостью в пределах пятисот тысяч рублей. Как-то в интернете увидел статью, что за эту сумму можно купить электромобиль и при этом не платить за бензин! Захотелось познакомиться с новаторским автомобилем.

С виду электрические машины не отличаются от бензиновых и дизельных, «усов» и дополнительных проводов, как у троллейбуса, у них нет. Люди удивляются, когда узнают, что перед ними электрокар, воспринимают как диковинку.

— Сейчас езжу на Leaf первого поколения 2012 года выпуска, — продолжает Василий. — Оригинальной японской сборки, с правым рулём. Он мне идеально подходит: за день я проезжаю не более 50 километров, а ночью есть возможность зарядить автомобиль в гараже от обычной розетки. На полный заряд аккумулятора уходит в среднем четыре-пять часов. В среднем за месяц потребляется электроэнергии на 1000 рублей.

После основной работы, иногда в выходные Василий подрабатывает в такси — пару часов в день. Одной зарядки Leaf хватает примерно на 100 километров летом и на 50-80 — в холодное время. Это соответствует заявленным показателям с учётом износа батареи в 25 процентов.

Прибыл из Японии

— Купил автомобиль в Японии через аукцион. Есть сайт, он в общественном доступе в интернете, — делится он. — На аукцион выставляются на этом сайте не только электро-, а любые автомобили. И большинство из них — с пробегом. Можно заключить договор с организацией-посредником, которая делает ставки на аукционе, и уже с их менеджером выбрать машину, которая тебе понравится, оговорить, какую сумму готов поставить. После аукциона стало известно, что моя ставка сыграла и можно забирать автомобиль.

Василию пришёл счёт в йенах (валюта Японии), но так как у нас нет банков, которые работают в этой валюте, пришлось расплачиваться в долларах.

Машину доставили во Владивосток, а из Владивостока забирала компания-посредник. Растаможили, оформлили документально и перевезли до райцентра Северное (Оренбургской области). В общем ушло два месяца — от аукциона до доставки автомобиля владельцу.

— Если учесть все расходы на доставку, акциз, пошлину, НДС, установку кнопки Глонасс, потратил 450000 рублей. И за эту сумму у меня комфортная, экологичная и оснащённая всеми необходимыми функциями машина, — подытожил Василий.

Nissan Leaf первого поколения

Как устроен агрегат

Конструкция автомобилей на батарейках мало отличается от бензиновых и дизельных. Они также опираются на колёса, которые соединены с кузовом эластичной подвеской. «Органами» управления служат руль и две педали, как в машинах с автоматической коробкой передач.

А вот вместо двигателя внутреннего сгорания используется электрический. Его конструкция намного проще, в нём меньше движущихся частей, он реже требует обслуживания. Источником питания служит батарея. Трансмиссия максимально проста: обычно это одноступенчатый планетарный редуктор, который служит автоматической коробкой передач.

Запуск происходит нажатием на кнопку Start/Stop. А дальше — тишина. Привычного двигателя здесь нет, соответственно нет никаких шумов и вибраций. Слышно только печку или магнитолу, если они включены.

В электромобиле два вида торможения: рекуперативное и механическое. При лёгком нажатии на педаль тормоза двигатель начинает работать как электрогенератор и заряжает автомобиль — это и есть рекуперация. Если сильно нажать на тормоз, срабатывают тормозные колодки, и машина останавливается резко, как при обычном механическом торможении.

— Ходовая часть такая же, как и у Nissan Juke, — рассказывает владелец. — При поломке можно отремонтировать в автосервисах нашего города. За время эксплуатации Leaf не ломался.

Из планового обслуживания электромобиля — только замена масла в редукторе, диагностика двигателя и определение остаточного ресурса батареи.

Запас хода и срок службы батареи

Запас хода компактных электромобилей Nissan Leaf зависит от стиля езды водителя и погоды. Город — это стихия электромобиля.

— Электрокар Nissan Leaf очень динамичный, а электромотор позволяет обогнать любую машину на светофоре. Но в это же время, я стараюсь ездить спокойно, чтобы батарея разряжалась не так быстро, — делится Василий.

Зимой в режиме коротких поездок многие электрокары теряют внушительный процент запаса хода. Печка может потреблять 5-6 кВт/ч. Ситуация немного улучшается, если на машине ездить постоянно. Тогда электромобиль не успевает остыть внутри, и его не нужно прогревать каждый раз, когда садишься.

Летом средний расход энергии — в районе 13 кВт на 100 км по городу. По трассе расход может быть выше. Но есть модели более поздние, на которых запас хода увеличен.

На сегодняшний день главная проблема — владельцам электрокаров не хватает зарядных станций. Если ехать на обыкновенном автомобиле, то заправку можно найти, как говорится, на каждом углу. А владельцу электрокара, особенно в нашем городе, приходится непросто.

— Если мне нужно ехать на дальние расстояния, то беру автомобиль у родителей с двигателем внутреннего сгорания, — поделился водитель. — Мой друг тоже ездит на электромобиле, но на модели 2017 года — с батарей большей ёмкости. Одного заряда хватает на 250 километров. Он даже ездил в Казань. Заряжал в Альметьевске.

Каких-то необычных происшествий с Nissan Leaf у Василия не было. Но был случай, когда он застрял в деревне, и автомобиль разрядился.

— Пришлось вызвать такси. Зацепили мой автомобиль на трос, протащили километров десять, а за это время он подзарядился. До дома доехал самостоятельно, — рассказал владелец.

Преимущества и недостатки

Плюсов немало. Главные: автомобиль экологичный и экономичный. Нулевой выхлоп означает, что воздух вокруг становится чище.

— Я плачу в месяц тысячу рублей за электричество и ежедневно езжу по городу в среднем два часа. Люди мало знают об этих агрегатах. Если каждый автолюбитель несколько дней покатался бы на электромобиле, уверен, многие предпочли бы его. Такую бесшумность, беспроблемность в эксплуатации и экономию может дать только он! — замечает Василий.

Машина разгоняется очень быстро. Максимальная скорость — 170 км/час.

Недостаток бюджетного электромобиля — небольшой пробег на одном заряде. Отправиться в путешествие на нём в другой город будет крайне непредусмотрительно. А точнее, практически невозможно. Ну, и высокие цены на этот вид транспорта.

Видимо, мы сейчас находимся только в начале пути. Понятно, что купить электрокары пока могут лишь люди с определённым «стилем жизни» и мышлением. Но перемены сами поддерживают дальнейшее развитие, а технологии становятся всё доступнее. Изменения в транспортном секторе — следствие не только стремления к удобству, но и понимание того, что бороться за экологию нужно прямо сейчас. Эволюция уже началась…

Ксения АРЕФЬЕВА.