Корреспонденты «Бугурусланской правды» побывали в гостях у многодетной казахской семьи Кужахметовых

В одном из июньских номеров «Бугурусланская правда» рассказала о чете Вахитовых из Чишма-Баша, поведав, как и чем живут самобытные татары в нашей глубинке. Национальный венок города и Бугурусланского района украшают и представители казахской диаспоры. Компактно проживают они в поселке Рабочий Пилюгинского сельсовета. По рекомендации власти мы отправились в многодетную казахскую семью Кужахметовых…

Встретив нас, хозяйка пригласила в дом. У Мухита (Максима) и Динары мы, журналисты «Бугурусланской правды», были не единственными гостями. Накануне священного Курбан-байрама в тот день в их доме поминали отца Исагалея Амерхановича. На помин радушные хозяева пригласили единоверцев со всего поселка, а также соседей (даже другого вероисповедания). Приехали близкие родственники. В общей сложности, в большом зале ухоженного дома за семейным дастарханом Кужахметовых собрались около тридцати человек.

— Бывало и больше приглашенных, — сказал глава семьи, одетый в национальный костюм. — Многие сегодня на работе.

Пожилые казахи, закончив помин традиционным омовением рук и молитвой, засобирались по домам. Поблагодарили хозяев и стали расходиться. К нашей дальнейшей беседе с супругами присоединились сестры Максима Дария, Алия и Лариса.

В семье поселкового механизатора Исагалея и домохозяйки Штафы их брат родился пятым. Всего же у Кужахметовых шестеро детей: четыре дочери и два сына.

Кстати, издавна казахские жены рожали столько детей, сколько посылал Аллах. Древняя казахская поговорка гласит: «Дом с ребенком подобен празднику, а без ребенка — усыпальнице». Отчасти, наверное, поэтому у казахов так много братьев и сестер, а в жизни — немало поводов, чтобы собраться вместе на свадьбы, юбилеи, дни рождения, помины. Большая родня — гордость любого казаха. Забота и помощь даже самым дальним родственникам считается естественной.

… Отдав солдатский долг Родине (служил два года в Чечне), Максим вернулся в поселок. Вскоре после возвращения у него случилась поездка к родственникам в Первомайский район. Вроде бы и не собирался жениться сразу после армии. Во всяком случае, разговоров на эту тему не вел. Просто поехал в гости. Но бугурусланцу неожиданно «перешла» дорогу симпатичная и смелая первомайка. И Максим … «пропал». Словно в омут с головой окунулся в любовь с первого взгляда: уж очень была пригожа незнакомка! Чувство оказалось настолько пылким и сильным, что жених решил украсть возлюбленную. Задумал — сделал. Разумеется, с согласия самой невесты. В конце девяностых подобное практиковалось.

Второго октября 1999 года выдалась чудесная погода. На тот день и была назначена свадьба Максима и Динары. Официальная регистрация брака состоялась в Пилюгинском сельсовете. Поскольку невесту выкрали, религиозного обряда «некекыю» не было. Пела и плясала свадьба в обычном современном формате с приглашением многочисленных родственников и гостей. Жених был ещё тот красавец, а от невесты невозможно было глаз отвести!

Сейчас Максиму за сорок. Динара на пять лет моложе, но они и теперь выглядят, как говорится, на «пять» с плюсом.

Согласно древней казахской традиции («кара шанырак»), младший сын обязан жить с родителями до их смерти, независимо от собственного волеизъявления. Он не заводит своего хозяйства. Остается наследником отцовского очага.

Когда Максим привез возлюбленную в семью, кроме родителей в их доме жила еще и его престарелая прабабушка, которая нуждалась в уходе. Молоденькая невестка спокойно восприняла эту ситуацию и приняла уклад новой семьи. Младшая сестра мужа Лариса стала ей подружкой. Никакой работы молодушка не чуралась, потому что выросла тоже в большой семье. Чего не умела при ведении домашнего хозяйства, училась у свекрови («кайынене»).

— Деревня, в которой я жила, — поделилась Динара, — рядом с Казахстаном, и там очень жаркий климат. Мало растительности. Поэтому здесь мне понравились и зелень, и воздух. И люди доброжелательными оказались. Родители Максима приняли душевно.

Когда в поселке было где работать, Динара трудилась в магазине.

— Теперь, — с горечью говорит женщина, — остается только вахтовый метод.

В семье трое малолетних детей, и командировки, разумеется, отпадают. Жена занимается домом, детьми, огородом. Как и в любой казахской семье, у Кужахметовых главную роль добытчика выполняет отец и муж и справляется с этой «должностью» вполне достойно. Семейный дастархан всегда остается щедрым. Как истинный казах, Максим любит мясные блюда, да и домашние не отказываются от того же, скажем, бешбармака или шашлыка. На подворье не переводятся овцы, телята. Есть корова и птица. Содержание такого поголовья, конечно же, требует каждодневных забот и немалого труда. Одного только сена сколько надо заготовить, чтобы хватило на всю зимовку!

Ушла в мир иной мама Максима, не дожив до 62 лет. Динара достойно ухаживала за больной свекровью. Почти на двадцать лет пережил жену свекор… Родителям мужа, по словам сестер Максима, со стороны невестки всегда оказывались необходимые внимание и забота.

Семья прирастала детьми, и старый родительский дом становился тесным. Появилась возможность расширить жилплощадь, и Максим с Динарой принялись перестраивать и обустраивать семейное гнездо по своему усмотрению. Теперь в обновленном и большом доме хватает места всем Кужахметовым. У хозяйки — просторная кухня. Дети тоже имеют каждый свой уголок. Есть, где разместить гостей. В зале, пол которого застелен мягким покрытием, нет мебели. Эта территория — для проведения религиозных мероприятий. Здесь же частенько собирается и семья, принимают и близких родственников. Для подобных встреч в углу комнаты горкой сложены традиционные подушки, одеяла, корпешки. Во всех других комнатах — современное убранство и различная бытовая техника. Одно из небольших помещений дома отведено под котельную и санитарную (со всеми удобствами) комнату. Здесь же и стиральная машина.

Старшая дочь Альбина уже живет отдельно. Вышла замуж и подарила Максиму и Динаре очаровательного внука. С родителями сейчас четырнадцатилетний Марлен, одиннадцатилетняя Аделина и пятилетняя Жасмин. По мере того, как подрастают дети, мать, согласно казахским традициям, в большей степени заботится о воспитании дочерей. Она считает делом чести подготовить девочек к будущей семейной жизни. Матери предстоит немало потрудиться, чтобы они, создав семьи, могли гордиться казахскими обычаями, ценностями и традициями. И соблюдать их. Сыну же, согласно традициям предков, полагается усваивать отцовское отношение к жизни. Марлен перенимает манеры и стиль поведения Максима. Старается быть истинным помощником отцу и семье.

ОБРЯДЫ. ТРАДИЦИИ

Казахи — тюркский народ, который много веков вел кочевой образ жизни. Треть населения Казахстана исповедует христианство, поэтому в стране также отмечаются христианские праздники. У казахов соблюдается запрет на брак между близкими родственниками, поэтому они знают свою родословную до седьмого колена. Казахи предпочитают также соблюдать разницу в возрасте между женихом и невестой: жена не должна быть старше мужа более, чем на 8 лет, а муж старше жены больше, чем на 25 лет.

В семьях казахов, начиная с малых лет, детей учат уважать старших, но и родители должны с большим почтением и уважением относиться к детям.

По народным традициям казахов, обряд венчания не требует обязательного освящения муллой. Достаточно, чтобы представители родов жениха и невесты пропели обрядовую свадебную песню «аужарайту».

В современных казахских семьях все чаще практикуются непринужденные отношения невестки с родителями мужа. Свекор «кайын-ата» и свекровь «кайын-ене» стараются оказывать посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей и тем самым создавать нормальные условия для самореализации и карьерного роста невестки.

Гостеприимство казахов известно с давних времен. Отличаясь особым радушием, они всегда готовы принять гостей. Казахи сами любят вкусно поесть, поэтому стараются сытно накормить и гостей.

Основными у казахов считаются мясные блюда из баранины, говядины, конины или верблюжатины. Часто готовят национальное блюдо бешбармак — очень густой суп на крепком бульоне.

… Но пора, как говорится, и честь знать. Попрощавшись, покидаем уютный и гостеприимный дом многодетной семьи. Пусть у каждого, живущего в нем, все будет хорошо!

Валентина БОРИСОВА. Фото Ирины ШЕСТОВОЙ.