Мир за кулисами театра

Театр — сложный организм. Его лицо — сцена и актёры, а мозг — режиссёр… Но немало и тех, кого мы не видим, тем не менее без них действо невозможно. Заглянем в закулисье театра, его подсобки, гримуборные и буфет. Там неустанно творят мастера, не побоюсь этого слова, сотворцы любого спектакля. Гримёры, портные, сапожники, костюмеры, светотехники, звукооператоры, музыкальные оформители… Сегодня познакомим читателей с художником-постановщиком. Он создаёт декорации, разрабатывает стилистику постановки, придумывает костюмы, подбирает, а бывает, и сам изготавливает реквизит. В Бугурусланском драматическом театре имени Н. В. Гоголя это — Михаил Кангин.

На счету Михаила Леонидовича порядка трёхсот постановок в разных театрах страны. Примерно треть из них — в Бугуруслане.

Родом главный художник театра из Самарканда, там же закончил училище искусств, получив профессию художника-декоратора, к тому же он и специалист по книжной графике.

Мы встретились накануне Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта. Художник заполнял сцену декорациями к музыкальному спектаклю «Ограбление в полночь». Тут были манекены (один из них — чёрный сейф из папье-маше, но как настоящий: с дверкой и замком, с полками внутри), яркий диван в форме губ (придуманный когда-то эпатажным испанцем С. Дали), антикварный столик… Вроде бы эклектика, но так художник увидел зашифрованный смысл пьесы. Иронический детектив, искромётный водевиль, комедия положений…

Есть у М. Л. Кангина работы, за которые он удостоен наград. Среди них «Пастух и пастушка» по
В. Астафьеву (номинация «За лаконичное оформление сцены»), «Вчера была война» (реж. В. Бурматов), «Люди — журавли на дороге» (реж. А. Болотов, спектакль отмечен на Фестивале мордовской культуры).

— Самое сложное в работе, — поделился Михаил Леонидович, — найти образное решение спектакля. Непросто согласовать всё с цехами, прийти к единомыслию…

Михаилу Кангину помогает Геннадий Тергалинский. Им приходится и обувь чинить, и табуретки укреплять. Тут  — ты портной и чеботарь, там — плотник и столяр. Профессиональный опыт, фантазия помогают найти выход из любой ситуации.

— Профессиональную переподготовку я проходил в театре «Сатирикон», — рассказал Михаил Леонидович. — Меня приятно удивило, что Константин Аркадьевич Райкин, всемирно известная личность — совсем не высокомерный человек. Он не кичился низваниями, ни положением.

Мир театрального художника — сцена. М. Л. Кангин — мэтр этого дела. И как все большие мастера — скромен и даже застенчив.

— Моё пожелание всем работникам театра — творческих успехов и крылатости, — сказал собеседник. — А зрителям желаю любить театр и посещать его. Театр умеет преображать нас в лучшую сторону.

Сергей Подгорнов.