Новый ретро-экспонат

На аллее военной техники установлен мотоцикл. Что это за экспонат, откуда его взяли?

Валерий Анатольевич.

Действительно, в рамках мероприятий, посвящённых Дню Победы, на аллее военной техники установлен мотоцикл «М-72» военного исполнения.

По информации пресс-службы города, ретро-экспонат подарили мотоциклисты байкерского клуба «Ночные волки» Бугуруслана. Как признались байкеры, при реставрации мотоцикла были изучены много исторических книг и документов.

Мотоцикл «М-72» — советский тяжёлый мотоцикл, скопированный с немецкого «BMW R71», образец времён Великой Отечественной войны и прототип современного «Урала» и «Днепра». Серийный выпуск начался в 1941 и продолжался до 1960 года. Считался «бронетехникой» и до середины 50-х в свободную продажу не поступал.

Разработка началась в 1939 году в рамках перевооружения Красной армии. Для экономии времени тогда решили адаптировать существующее решение. Наркоминдел Молотов организовал секретную закупку пяти R-71 в Швеции.

Из-за разной технологической базы СССР и Германии «М-72» отличался от «прародителя». Так, чтобы достичь мощности мотора 22 л. с., был увеличен объём двухцилиндрового оппозитного мотора с 597 до 746 куб. см, переделаны карбюраторы; гидравлические приводы тормозов и сцепления заменили тросами. Сухой вес мотоцикла без коляски вырос со 187 до 205 кг, расход топлива увеличился с 4,7 литра до 6 литров на 100 км.

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов, кронштейны с поворотным устройством для ручного пулемета Дегтярёва. Вести огонь можно было даже в движении, по ходу мотоцикла и назад. Также в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-мм миномётом со специальным оборудованием для установки ранцевого огнемёта.

«М-72» стал самым совершенным мотодостижением во всём советском автомобилестроении. Советские конструкторы наштамповали 15 тыс. экземпляров, которые тут же отправлялись на передовую. Маневренная и малогабаритная машина перевозила трёх бойцов — автоматчик сидел сзади…