Психолог из Бугуруслана Елена Ядыкина: «Если родитель согласен работать, у ребенка будет результат»

Мне трудно представить психолога Елену Ядыкину в каком-то другом амплуа. Например, бухгалтером, кассиром, продавцом, монтером в коммунальных электрических сетях, снимающей показания счетчиков, меняющей фазы.  Но именно с этих профессий Елена начинала путь во взрослую жизнь.

Корни семьи — бугурусланские, но родилась будущий психолог в далекой республике Коми, в городе Вуктыл. В молодости ее родители поехали осваивать бескрайние просторы нашей  Родины. В северном городке у Переверзевых и родились две дочери. Окончив среднюю школу, обе отправились на малую родину родителей, чтобы по стопам всей многочисленной родни получить образование в нефтяном техникуме.  По признанию Елены, ей не очень-то и хотелось возвращаться в северный городок. Поэтому решила «закрепиться» в Бугуруслане, выйти замуж, благо и любимый был рядом.

— Получила диплом бухгалтера, начала работать, затем поступила на заочное обучение в Бугурусланский филиал Оренбургского госуниверситета. Родители подтолкнул: «что ж у тебя только техникум будет, нужно высшее образование получить»…  Признаться, профессия бухгалтера мне была неинтересна. Не мое это! Но надо было учиться, и я училась. В юношестве у меня не было мечты об определенной сфере деятельности. Современная молодежь (не все, конечно, но в основном) «заточена» на то, чтобы иметь много денег. Лично я не помню, чтобы в детстве хотела того же. Та пора была счастливой, беззаботной…

Как часто бывает, все решил случай. Однажды на автобусной остановке у доски объявлений Елена увидела плачущую девушку лет пятнадцати. Подошла, спросила, что случилось. Оказалось, ей не хватало десяти рублей на проезд. Пока разговаривала с подростком, доставала деньги из кошелька, заметила объявление о наборе  группы психологов в филиал Уфимской академии юридических наук и права. В голове пронеслась мысль: «а почему бы и нет?»

На тот момент организовывался  новый факультет психологии по  двум специальностям: экономическая психология и юридическая. Елена выбрала юридическую психологию. И ни разу об этом не пожалела. Учиться было интересно. Преподаватели – высококвалифицированные, заинтересованные в профессиональной подкованности студентов.  

На последнем курсе будущий психолог наконец-то рассталась с работой монтера, которой было отдано более четырех лет… Новоиспеченного психолога приняли в СПТУ-19. Появилось непаханое поле для исследований, приобретения опыта в юридической психологии.

— На тот момент в профтехучилище учились выпускники школы-интерната №1, оставшиеся без попечения родителей. В разных группах их было порядка 70-80 человек.  С социальным педагогом мы стали для них и мамами, и папами, помогали  адаптироваться, понять, как жить дальше. Очень жалко было этих детей, мы выкладывались, что называется, по полной… Кстати, закрытие интернатов, из которых дети  выходили совершенно не подготовленными к реалиям жизни, считаю правильным решением. На смену пришли детские дома. Сегодня это лучшее, что можно предложить сиротам, тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Главное, ребята живут не в закрытом пространстве, где все делается по строгому распорядку дня, где все одинаковое, вплоть до белья. Социальные дома малютки, семейные дома отличаются устройством.

… Молодому психологу необходимо было научить пятнадцатилетнего парня или девушку жить самостоятельно. Получалось не со всеми. Об этом Елена рассказывает с горечью. Пять-шесть человек в ее бытность  за совершение разных преступлений попали в тюрьму.

— Было очень тяжело морально, все происходящее пропускала через себя. Мучило чувство неудовлетворённости, сознание того, что не справилась. К сожалению, на тот момент еще не было достаточного опыта, а только огромное желание помочь детям.

Особенно часто вспоминает парня, «за которым не уследили». Молодой человек подсел на сильные наркотики. Пока Елена дошла до сути происходящего с ним, юноша уже глубоко сидел на игле. Жизнь здорово потрепала его.

– Ребёнок «кричал»: «поймите, вы, увидьте, что со мной», — вспоминает Елена Валерьевна. – Я начала ежедневную работу с ним просто не понимая, что происходит. Здесь же бесконечные приводы в полицию. Уже в 8-9 классе мальчик был осужден условно. По своей сути он был лидером, но я очень хотела понять, помочь, в какой-то степени переделать его… Когда молодой человек освободился из заключения, нашел меня. Было лестно, что понял: я действовала для его блага… Вероятно, мало. Это самый печальный случай в моей практике. Хотя и сейчас не могу утверждать: у меня достаточно опыта, чтобы помочь наркозависимому человеку. Без его желания победить эту беду невозможно. Сейчас я точно это знаю. 

Чувство ответственности за подопечных присуще Елене Валерьевне до сих пор.

Можете сказать, что вы состоялись как психолог? – интересуюсь у собеседницы.

– Нет предела совершенству. Как психолог могу результативно работать с родителями. Но только если «есть запрос» на ребенка, когда родитель приходит и говорит: с ребенком проблемы, не учится, дерзит. Работать с родителями – самый  эффективный способ. Если родитель идет на контакт, понимает, что поведение ребенка зависит только от  него, и готов научиться стать домашним психологом ради своего чада. В этом, наверное, я состоялась.

Хотя… мое главное достижение психолога еще впереди. А сейчас, наверное, мои счастливые дети. Это благодарные взрослые, те,  кому помогла советом. Даже не советом, предлагала пути выхода из трудной жизненной ситуации. Советы дают подружки. Мы разбираемся в ситуации, трезвым взглядом оценивая ее, находим пути решения. А они как раз в голове у обратившегося за помощью. Наша  задача просто подтолкнуть или задать правильный вопрос для того, чтобы человек начал думать над тем, что он хочет на самом деле и как этого добьется.

Как психолог могу сказать:  самооценка важна для всех. Очень много факторов влияет на возникновение ощущения счастья, главное – родительская любовь. Это когда любишь не за что-то. А как она должна проявляться? Не знаю, у всех по-разному…

В конце встречи спросила Елену Валерьевну о влиянии профессии на отношения в семье, является ли она психологом для домашних?

– Нет. Хотя, конечно, пытаюсь внедрять какие-то новшества, которые где-то увижу, услышу, или  что-то проработаю, потому что постоянно идёт учеба, обновление. Основы семейных взаимоотношений, их модель, думаю, заложены с детства установками, штампами – в хорошем смысле слова – родителей. В своем детстве я была принцесской. Папа никогда не курил, не говоря о других вредных привычках. Мама — абсолютно уникальный человек. Сейчас понимаю, что она от природы — тонкий психолог: как  она учила уроки с нами, как общалась. Хотя институтов не оканчивала, всю жизнь работала в пошивочной мастерской.  По этим «наработкам» воспитываю и своих сыновей. Я — мама, которая поймет, поддержит, даст совет, предоставит право выбора ребенку. Его выбор – это, наверное, самое правильное.

Знаю не обо всем, что думают мои сыновья, но очень многое. Я в добрых и близких отношениях с ними. Со старшим до сих пор делимся сокровенными вещами. Всегда и во всем их поддерживаю. К сожалению, далеко не многие родители могут так сказать. Почему? Чаще всего потому, что взрослые больше времени уделяют себе. Потому что живём в стремительную эпоху, многим приходится зарабатывать и выкладываться на работе, после которой хочется и отдохнуть…

Тем не менее сложную ситуацию, сложившуюся в отношениях с детьми, можно скорректировать. Причем, уверена: до достижения ребенком семнадцати лет — абсолютно любую. Только к этому надо приложить огромные усилия. Не надеяться на «волшебную палочку» педагога или психолога. Такой палочки нет. Если родитель согласен работать, тогда результат будет.

Наталья ИВАНОВА. Фото Ирины ШЕСТОВОЙ.