Заведующая детской поликлиникой Бугуруслана рассказала, как помочь ребенку не заболеть

Традиционно осенью медики фиксируют всплеск заболеваемости у детей и подростков. Существует даже такое определение, как «синдром 7 сентября». Конечно, это не медицинский термин в широком понимании, а явление, которое характеризует состояние ребенка буквально через неделю-две после старта нового учебного года. Заведующая детской поликлиникой Бугуруслана Наталия КУЛАКОВА анализирует причины осенних недугов у школьников.

Н. В. Кулакова

БОЛЕЗНЬ В НАЧАЛЕ ГОДА
После длинного лета приходит время осенних деньков, и детям необходимо возвращаться к привычной жизни. Для многих из них это школьные будни с чередой уроков и домашних заданий. И, зачастую, отходив в школу буквально несколько дней, ребенок простывает. Родителей сильно расстраивает этот факт, ведь школьная жизнь только началась и не самый лучший вариант — вступать в учебный процесс с болезнями.

Начало учебного года всегда связано со стрессом, психологическими и физическими нагрузками. Поэтому заболевания в первый месяц школы — это вполне распространенное явление для школьников, особенно первоклашек и детей младшей школы, до третьего-пятого класса. У педиатров и психологов существует даже неформальный термин для этого явления — «синдром седьмого сентября». Это название обобщает суть проблемы: к концу первой недели обучения в школе проходит восторг от встречи с друзьями, возникает усталость от непривычной после лета нагрузки, формируются и возникают болезни.

В ГРУППЕ РИСКА
В первую очередь, это дети и подростки, страдающие вегетососудистой дистонией (ВСД), которая, как известно, имеет психосоматическую основу. У таких детей можно наблюдать целый симптомокомплекс — нарушения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной и центральной нервной систем. ВСД у детей может сопровождаться пониженным артериальным давлением, аритмией, нестабильностью частоты сердечных сокращений и другими симптомами.

Такие дети более уязвимы, менее активны, хуже развиты физически. При этом они более спокойные, неимпульсивные.

Стрессовые ситуации, повышенные физиологические и психологические нагрузки приводят к ослаблению иммунитета, на фоне чего они начинают часто болеть, не успевать в школе и т.д.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Дети с родителями возвращаются из отпуска из разных точек страны и мира, и каждый несет с собой чужеродную инфекцию. Получается перекрестное инфицирование в условиях скученности ребят. У одних это может быть ОРВИ на фоне акклиматизации, у других — кишечная инфекция, у третьих — ротавирусная. Кроме того, острые респираторные вирусные инфекции у школьников чаще всего развиваются именно в осенне-зимний сезон, когда наблюдается общий эпидемический подъём заболеваемости простудой.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ ЗАБОЛЕТЬ?
Эффективны общеукрепляющие процедуры: гимнастика, массаж, пребывание на свежем воздухе.
Несмотря на начало школьных занятий, специалисты рекомендуют родителям давать детям отдыхать и не допускать переутомления. Это значит, что надо регулировать режим дня ребенка и следить за тем, чтобы он высыпался. Не делайте акцент на оценках и уроках, больше говорите о любимых книгах, увлечениях, друзьях. Не перегружайте ребенка кружками и секциями, пусть первые учебные недели пройдут в облегченном режиме. Возможно применение назальных противовирусных средств, позволяющих защититься от вирусной атаки и противостоять возбудителям ОРВИ, включая грипп.

Записала Галина ЧЕРНОВА.