Бугурусланца Петра Астафьева не отпускают мечты о небе

Петр Астафьев родился в поселке Гремучий Ключ. О себе мой собеседник, улыбаясь, говорит: «Сын простого крестьянина». Учился до 7 класса в Пронькино, с 8-го класса — в Бугуруслане. Окончил школу имени М.И. Калинина. Жил мальчик при интернате. Туда его взяли в связи с тяжелой жизненной ситуацией: родители жили в селе, отец ослеп, а Петру с юных лет пришлось учиться быть самостоятельным. Не это ли закалило характер и выработало привычку не бояться трудностей и добиваться целей?

На мальчишек Советского Союза неизгладимое впечатление произвел полет Ю. А. Гагарина в космос. По стране открывались школы юных космонавтов. В 1963 году была создана такая и в нашем городе — при Бугурусланском летном училище. На память о тех временах осталась маленькая фотография, где юный Петя Астафьев гордо позирует в форме, специально сшитой для воспитанников школы. Заведовал школой пилот-инструктор Клименко. На занятиях изучали историю развития авиации и космонавтики, радиотехнику, астрономию, занимались специальной физической подготовкой. Хотя школа просуществовала недолго, всего год, свою роль для моего героя она сыграла: вопрос выбора будущей профессии был решен окончательно и бесповоротно.

П. Астафьев в школе юных космонавтов

В 1966 году юноша поступил в БЛУГА. Вот что вспоминает Петр Иванович о годах учебы:

— Был определен во 2 отряд. Летать начинал на «ЯК-18А». Осваивали программу высшего пилотажа, совершали прыжки с парашютом. Курсантов тогда было много: 5 отрядов, 500 человек! Условия — полувоенные: проживание в казарме, строгая дисциплина, форма, курс молодого бойца. Увольнительная в город — как поощрение… В учебный корпус от казармы шли строевым шагом, с оркестром, с песней. Курсанты являлись офицерами запаса. Ежегодно 10 человек от училища отбирались по линии военного ведомства — в военно-транспортную авиацию.

Тепло отзывается Петр Иванович о наставниках: А. В. Быценко, командире летного отряда, базировавшегося в Завьяловке, майоре З. Г. Сульмане, командире роты, который так трепетно следил за выправкой курсантов, что даже замерял длину шинелей рулеткой…

У курсанта Астафьева помимо учебы было много увлечений: занимался спортом, рисовал для городской сатирической стенгазеты «Комсомольский прожектор», играл на аккордеоне.

Выпускник БЛУГА В. Н. Хайрюзов (год выпуска 1964) вспоминает: «В то время летчиков любили, более того — боготворили. И не только за красивую форму. Думаю, прежде всего, за дело. Людям казалось, летчики могут все. Например, взять пассажиров и за пару часов доставить в отдаленное село. Потушить с воздуха пожар, привезти врача, доставить в город больного ребенка. За считанные минуты вертолетом поставить или убрать трубу и раскатать между опорами провода. Найти заблудившегося человека. Отыскать среди льдов свободный проход для судов. Сбросить в тайгу геологам продовольствие. Прополоть с самолета сорняки, уничтожить саранчу. И еще многое-многое другое. Связь по воздуху осуществлялась практически с любым населенным пунктом области. Быть там, где нужна скорость, где счет шел на часы и минуты. Где были необходимы точность, ловкость и сообразительность».

Новоиспеченный пилот «АН-2» Астафьев в 1969 году по распределению был направлен в Узбекистан. Сначала летал в Самарканде, затем перевелся южнее — в Карши, «город цветов и мечты». «АН-2», «аннушка», самолет-труженик… Его добрым словом вспоминают все советские летчики, особенно отмечая его надежность.

Петр Иванович выполнял все задачи, которые только подвластны этому типу самолета: химическая обработка полей, транспортировка грузов, медицинское обслуживание. Имел допуски к ночным полетам, внетрассовым полетам с подбором площадок в воздухе… Условия в тех краях сложные: местность гористая. Сейчас ветеран неба с благодарностью констатирует: за годы летной карьеры его миновали чрезвычайные аварийные ситуации, хотя перебои в двигателях случались. Общий налет Астафьева — более 9000 часов. Петр Иванович награжден знаком «За безаварийный налет часов», имеет множество поощрений за отличную работу.

В 1976 году заочно закончил Ташкентский институт инженеров, получив специальность «инженера-механика». А два года спустя под его руководством летчики его отряда осваивали новую технику: «ЯК-40» и «ТУ-154». Надо сказать, что Астафьев поставил «на крыло» много молодых коллег. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи, исполняющим обязанности командира отряда. О трудовых достижениях П. И. Астафьева в свое время писали в отраслевой газете «Воздушный транспорт».

В 1983 году Петр Иванович ушел из авиации по выслуге лет. По рекомендации военкомата был направлен в школу начальной военной подготовки. Поскольку привык ответственно походить к делу, навел там образцовый порядок. И даже организовал для школьников занятия парашютным спортом на базе аэроклуба. Впервые в Каршинском районе увидели прыжки с парашютом! Кстати, и младшая дочка Настя совершила 10 прыжков.

За это благое начинание Петру Ивановичу предоставили возможность приобрести автомобиль «Жигули-2109» (в свободной продаже автомобилей не было). Перед Астафьевым разворачивались неплохие перспективы. Но… грянул 1991 год. Возрастающая национальная рознь, накаляющаяся обстановка вынудили вернуться в родные места.

… Сейчас Петру Ивановичу 74 года. С супругой Любовью Александровной живут в Карповке. Они вместе уже более полувека. У Астафьевых двое дочерей, 5 внуков, 2 правнука. Петр Иванович совершенно не похож на рядового пенсионера — настолько он деятелен. Приведу конкретный пример: в 65 лет Астафьев получил черный пояс, 1 дан по кекусин-кан каратэ-до! Учился у мастера спорта международного класса, неоднократного призера чемпионатов Европы и мира, обладателя 5 дана шихана Т. Н. Цыганова. Экзамен на получение дана сдавал японцам в Сочи. О какой активной жизненной позиции, мощной «закваске» это говорит! Петр Иванович является руководителем школы карате «Кайман», где занимаются дети и подростки. Через нее прошла внучка Астафьева. Сейчас Мария кандидат в мастера боевых искусств, тренер в Новом Уренгое.

Но вернусь к главной любви своего героя — небу. В 2018 году у Петра Ивановича появился свой одноместный мини-самолет «Е12».

— Многие знакомые пилоты за рубежом летают и по завершении карьеры, имея собственные, частные самолеты. Ведь нас, летчиков, авиация не отпускает никогда. Небо мне снится постоянно… Поэтому решил, что самолет у меня будет, — объясняет он. — Копил на свою мечту, занимаясь пчеловодством, держал коз, даже коров. Самолетик легкий, менее 115 кг, поэтому не требовалось допусков, сертификатов и прочих документов, это и подкупало. Построил для него ангар. Увы! Полетать в Карповке не получилось — не удалось обустроить взлетную полосу. Ездил в Бузулук, но это очень трудоемко: собирать-разбирать самолет для перевозки. Пришлось с этой мечтой распрощаться… Затем был дельтолет, летал и на нем. В планах — паралет.

Наверное, не одному Петру Ивановичу снится небо? У многих ветеранов, как в юности, замирает сердце при мысли о полете. Ведь они эту безбрежную синь выбрали однажды и навсегда.

Юлия Шунцева. Фото из личного архива П. И. Астафьева.