Бугурусланец Владимир Кулясов мастерит изделия из дерева

Резьба по дереву — традиционный вид искусства в России, имеющий давние корни. Достаточно вспомнить шедевры деревянного зодчества, пермскую храмовую скульптуру, кружевные наличники домов, старинную мебель русских усадеб…

Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда увидела работы бугурусланского резчика по дереву Владимира Кулясова: «Не перевелись еще мастера!» В числе работ художника и роскошные рамы для зеркал с авторским вензелем, и необычные вазы, и круглые высокие подставки для цветов на точеной ножке… Но особенно впечатлило круглое блюдо-панно, широкая прорезная кайма которого изображает рыбок с длинными вуалевыми хвостами и зелеными глазками-стразами. Плавные, переплетающиеся волнообразные линии словно передают движение воды. Очень образно! И настолько тонко, изящно, что диву даешься — как же это сделано?

У самого мастера в числе любимых другая работа: овальное блюдо с прорезным растительным орнаментом по кромке и сердцевиной со сквозной резьбой в виде тонкой, частого плетения, сетки. Блюдо легкое, невесомое — просто ажурный гипюр, а не дерево.

— Наверное, это с детства. Дед был плотником, видимо, любовь к «деревяшкам» оттуда пошла… Рисовал я неплохо, поэтому в школе был при стенгазете, — рассказал Владимир Дмитриевич. — Потом — художественно-графическое отделение Бугурусланского педагогического училища. Там, среди прочего, занимались и резьбой. Нравились и занятия по скульптуре на первом курсе. Если бы преподаватель не уехал из города, я бы, возможно, продолжил развиваться в этом направлении. У меня получалось…

Кстати, худграф Кулясов вспоминает с особой теплотой. На всю жизнь запомнил два высказывания наставников, которые применимы не только к художественному творчеству, но и к самой жизни. Так, преподаватель живописи Анна Степановна Филоненко говорила своему студенту-второкурснику: «Главное — вовремя остановиться». То есть не перестараться, не перегрузить работу деталями, а сделать так, чтобы каждый элемент в ней был необходим и достаточен.

Преподаватель декоративно-прикладного искусства Юрий Евстафьевич Останин задавал ученикам такие вопросы: «Вот почему ты в квадрат компонуешь? Почему не в прямоугольник, не в круг? Докажи, что это должно быть так, а не иначе, тогда и делай». Если он считал, что студент доказал — принимал работу, если нет — отправлял работать дальше, искать. Это правило обязывает думать над наилучшим композиционным решением.

После училища Владимир Кулясов в нефтяном техникуме преподавал черчение и начертательную геометрию. Параллельно закончил Магнитогорский педагогический институт по профилю. До 1988 года работал в городской художественной мастерской, позже — начались кооперативы… Сейчас Владимир Дмитриевич — пенсионер. И все свободное время отдает резьбе по дереву…

…Начало любой работы — эскиз. Все рисунки — воображение автора. Владимир Дмитриевич говорит: «Теоретически можно, конечно, с кем-то посоветоваться. Но уж если ты делаешь авторскую работу, то должен до всего дойти сам, чтобы потом и «сливки» тебе, и пинки — тоже тебе».

Современные стили, к примеру, хай-тек, ему не нравятся. Но и к старинным рококо и барокко душа не лежит — предпочитает классицизм и ампир.

Как поясняет мастер, эскиз нельзя воплотить с абсолютной точностью, всегда материал вносит коррективы. Большинство изделий создает из липы. С более жесткой древесиной, например, с дубом, работать вручную сложно.

Все работы Кулясова — уникальны. Мастер говорит, что повторить любую из них теоретически можно, но это скучно — ведь в такой работе уже нет творческого начала.

Интересно узнать об инструменте. Оказывается, арсенал резчика копится годами. Некоторые стамески изготавливал и сам — «в руку». Другие заказывал кузнецам, чтобы смастерили из инструментальной стали.

— Педагог Останин говорил нам: «Если хочешь резать по дереву, у тебя должен быть свой инструмент», — поясняет художник. — В советские времена в продаже были и полукруглые, и плоские стамески из хорошей стали. С клюкарзами было сложнее, но тоже как-то доставали. А сейчас то, что в магазинах продается — совсем не годится. Беру стамеску в руки и вижу, что ее еще и зачем-то лаком покрыли! Пару раз такой надавишь, рука вспотеет, соскользнет и пропорешь что-нибудь…

СПРАВКА "БП". Клюкарза — разновидность полукруглой стамески, имеющей изгиб по всей длине. В словаре В. Даля — "рещичий нож крючком".

Владимир Дмитриевич рассказал, что обычно «ведет» две-три вещи одновременно. Иногда идея увлекает настолько, что буквально «ныряет» в работу, может просидеть за резьбой 8 часов подряд. Труд резчика — кропотливый: бывает, пропилил, зачистил и… — лопнул какой-то элемент! Приходится клеить. Все предварительные, «грубые» работы проводятся в мастерской, чистовая, тонкая резьба — уже дома, на столе.

Покрытие у работ тоже разное. Это зависит от характера изделия: иногда оно покрывается лаком или воском, а иногда мастер дает возможность времени и солнцу придать дереву особенный цвет.

— Когда заканчиваю работу, наступает депрессия, — делится художник. — Но потом время проходит, загораюсь новым замыслом, снова берусь за карандаши. Пока чувствуешь, что можешь, надо работать и не думать ни о чем. Творчество — это адреналин. Удовольствие. И это — только для себя.

Фотографировала работы Владимира Дмитриевича у него дома и обратила внимание на свежий эскиз на ватмане — столешница круглого столика. А это значит, творческий процесс идет, и редкий вид декоративно-прикладного искусства — резьба по дереву — жив в нашем маленьком городе.

Юлия Шунцева. Фото автора.