Бугурусланка создает элегантные и стильные картины из необычного материала

Татьяна Рузанова родом из Североморска. Родители ее — бугурусланцы, в Мурманскую область их «занесла» военная служба. Татьяна вернулась в наш город только после окончания школы — здесь и осела. Получила профессию педагога и вот уже 33 года остается ей верна. Татьяна Леонидовна — преподаватель русского языка и литературы в лицее №1.

А еще у нее есть интересное увлечение: изготовление картин из натуральной кожи. Согласитесь, техника неординарная — не часто такие работы встретишь. Чтобы создать подобную картину, нужно знать, как работать с кожей, иметь необходимые знания и опыт. Что же послужило толчком для столь интересного хобби?

— Началось все случайно. Увидела в продаже в одном из городских антикварных магазинов объемные картины. Сначала даже не поняла, из чего они сделаны. Продавец мне пояснил: «Это дорогой материал — натуральная кожа». Конечно, он ничего не мог мне рассказать о технологии изготовления, ведь не был автором картины, — вспоминает Татьяна Леонидовна.

Информацию пришлось искать самой. В сети узнала, что кожа — податливый материал, принимающий любую форму. Если кусок такой кожи поджечь, он надувается, меняет форму и т. п. Причем, нужна именно натуральная кожа — дермантин такими свойствами не обладает.

Для первого творческого опыта Татьяна Леонидовна использовала сковородку и кожаные лоскутки, вырезанные «лепестками». При нагревании кожа преобразилась: приобрела естественный изгиб, один из лепестков сильно закрутился, … и получилась роза.

Потом Татьяна Рузанова узнала о замечательном мастере Андрее Коробейникове, работы которого выставлялись не только в российских городах, но и в Венеции, Париже… Он член российского творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, Евразийского художественного союза и нескольких ассоциаций художников Милана (Италия). Можно сказать, Андрей Владимирович сделал карьеру на картинах из натуральной кожи. Свои произведения мастер называет «ассамбляж».

— Когда увидела его работы, была просто поражена. Это уже не просто цветочки. Здесь и пейзажи, и сложные абстракции, и многое, многое другое, созданное на высоком художественном уровне. Мне был очень интересен процесс создания такой картины. Связалась с мастером, он пошел мне навстречу. Выслал диски, на которых были его уроки: процесс работы, профессиональная «кухня» мастера кожевенного дела, — рассказала Татьяна Леонидовна.

Сделала первую несложную картину. Принесла в школу на суд коллег, и всем очень понравилось! Занятие увлекло, стала продолжать. Но возникла проблема – где взять материал? То, что использует Коробейников — это специальная кожа, цветная, ярких оттенков… В маленьком городе найти такую невозможно.

Татьяна Рузанова обратилась за помощью к знакомым. И многие пошли навстречу: стали приносить старые сумки, плащи, сапоги. Но вся эта кожа была только черная и коричневая. А так хотелось поработать с цветом, добавить красок! Помогла «всемирная паутина»: в сети наткнулась на распродажу кусочков кожи — отходов производства мебельной фабрики, где делают мягкие уголки и оформляют салоны автомобилей премиум-класса. Там были и красные, и голубые, и зеленые лоскутки. Приобрела хороший запас, и это сразу же вывело работы на новый уровень.

— Приятно работать с кожей, которая не была в употреблении — ведь у нее даже запах другой, — делится Татьяна Леонидовна. — Имея на руках такой качественный и красивый материал, научилась применять разные методы — вытягивание, жжение и другие.

Работы бугурусланской мастерицы, конечно же, заметили и оценили. Александр Соловьев пригласил Татьяну Леонидовну принять участие в выставке городских мастеров декоративно-прикладного искусства. И вот уже многие годы работы Татьяны Рузановой экспонируются в городе. И даже разлетелись по России: в Бузулук, Самару, Оренбург, Москву… Некоторые картины она дарила — знакомым, друзьям. Были и те, кто пожелал приобрести понравившуюся работу.

Одна из работ мастерицы

Творческих идей у рукодельницы много, а вот времени для любимого увлечения маловато, ведь основная деятельность, педагогика, — сфера энергозатратная.

— Мне приятно, что людям нравится мое творчество, что они хотят видеть мои работы в своем доме, квартире или рабочем кабинете. Их можно увидеть и в нашем городе — например, в ДШИ №2, — отмечает Татьяна Леонидовна.

На картинах Рузановой — красные маки, яркие подсолнухи, старинные замки… Часто можно увидеть и таинственные кожаные маски: с их помощью рождаются образы нимфы, музы, девушки в цветах — легкие, счастливые, отличающиеся особенным стилем, интересной фактурой. Такие работы — отличная находка для интерьера.

— Это увлечение дает возможность смотреть на мир по-другому. Все вокруг воспринимается радостнее. Меняется не только отношение к окружающей действительности, но и к самой себе, — считает Татьяна Леонидовна. — Это восстановление. Просто лежать на диване и смотреть телевизор — не отдых. Это ничего не дает душе. А когда я делаю картину, то вся в процессе — трудятся и глаза, и руки (ведь для работы с кожей требуются и физические усилия). Когда вижу результат, чувствую умиротворение и понимаю: хорошо провела время и отдохнула.

Юлия Шунцева.