Сегодня в творческой мастерской — человек редкой для нашего города профессии. Татьяна Лысова — архитектор. А еще — самобытный художник. Ее картины заставляют размышлять, удивляют, иногда даже шокируют. Но совершенно точно — никого не оставляют равнодушными…
Татьяна родилась в Бугуруслане. Когда маленькой Тане было пять лет, родители решили отправиться в Таджикистан, на комсомольскую стройку. Там, в Душанбе, девочка закончила школу, поступила в институт. Признается, что мечтала о факультете промышленного и гражданского строительства, но при подаче заявления ошиблась в коде специальности. Сдала экзамены, а осенью обнаружила, что зачислена на архитектурный. Конкурс туда был 27 человек на место!
Учебная программа — не из легких: высшая математика, черчение, сопромат… Сложно было не только в плане учебы. По признанию Татьяны Евгеньевны, на факультете учились дети известных художников, архитекторов — словом, богема. Пробиваться было сложно, даже хотела бросить учебу. Родители удержали. А потом уже и втянулась, начались спецдисциплины, стала интересна будущая профессия. Да и педагоги были опытные, увлеченные профессионалы — и из знаменитого МАРХИ (Московского архитектурного института), и из ленинградских вузов.
Один из них, преподаватель живописи и рисунка, открыл для юной Татьяны экспрессионизм — направление в искусстве, в том числе и изобразительном, в котором основной акцент делается на выражении эмоционального состояния автора нестандартными средствами. На студии «Таджикфильм» студентам демонстрировали художественные фильмы. По завершении просмотра наставник не разрешал разговаривать, делиться впечатлениями, чтобы все мысли и чувства выплеснулись в рисунке. Экспрессионизм подразумевает быструю живопись, позволяющую поймать эмоции.
— Это то, какое впечатление на тебя производит человек, музыка, какие-то происходящие события в данный момент, — объясняет Татьяна Евгеньевна.
Лысова вспоминает об однокурсниках, как о талантливых людях. К выпуску удержались самые стойкие и «упертые» — 13 из 25. С ними Татьяне довелось заниматься реставрацией храма: расписывали стены, восстанавливали старинные иконы…
…Окончив институт, вернулась в родной город. Работала художником-оформителем в художественной мастерской. Затем была мастером и преподавателем в профессиональном училище №19, заместителем директора училища №8…
Татьяна Лысова занималась разработкой проектов и строительством частных домов. Считает Бугуруслан городом с большой историей. Но отмечает, что архитектура носит стихийный характер.
— Есть, конечно, недостатки в планировке территории, — делится архитектор. — В Средней Азии специально строят так, чтобы ветер гулял между домами — это вызвано особенностями климата. В нашей местности такое ни к чему. Но ведь когда идешь по микрорайону — одни сквозняки! Хочется и единообразия какого-то в облике улиц, чтобы внешний вид современных зданий гармонировал со старинными.
…Увлечение живописью проходит через всю жизнь Татьяны Лысовой. Не так давно бугурусланцы имели возможность побывать на персональной выставке художницы «Живи, малыш». Оказывается, большинство картин написаны в течение трех месяцев! Порыв вдохновения был так силен, что художница не могла оторваться от творческого процесса, жила затворницей. Было ощущение, что кто-то водил рукой и подсказывал идеи… Иногда за сутки рождалось сразу несколько полотен.
В экспозиции — 68 картин (холст, масло). Каждая несет определенный посыл, некую зашифрованную изобразительными средствами идею, которая раскрывается зрителю постепенно. Личные переживания обретают форму аллегории, символа.
Интересны комментарии автора к каждой. Так, картина «Жестокий раскол», на которой изображено желто-красное дерево с часами в центре, повествует об инсульте у знакомого. Кричащие, контрастные цвета передают тревожную, напряженную атмосферу нездоровья…
Необычна и картина «Радость»: большой солнечный подсолнух с кружащимися над ним бабочками. Это — автопортрет, так Татьяна видит себя, свое внутреннее состояние.
На картине «Обожглись» — бабочки, опалившие крылья на свечке. Автор поясняет: «Они как люди, которые тоже надеются, пытаются, летят в эту жизнь, как на огонь».
При создании картины «Перед грозой» художница применила интересный прием — изображение продолжилось и на багете. Пейзаж словно выплескивается из сдерживающих его границ.
«Отпусти» изображает пирс, к которому привязаны лодки, воздушный шар, другие предметы… Она повествует о расставании когда люди вроде бы уже не вместе, но их многое связывает, и они еще не способны мысленно отпустить друг друга…
«Малиновый звон» посвящен исчезающей исторической застройке Москвы.
Видно, какая огромная, потаенная жизнь души заключена в этих полотнах: размышления о жизни и смерти, о добре и зле, любви и одиночестве, смысле человеческого существования… Все это подано нестандартными средствами — с использованием искажения пространства и перспективы, гротеска, деформации тел и лиц.
Это свой путь автора в искусстве.
Вместе с тем такие полотна, как «Закат на реке Ока», «Натюрморт» и некоторые другие написаны в традиционной реалистичной манере. Благодаря их присутствию в экспозиции можно увидеть как менялся стиль художницы.
Татьяна Евгеньевна сказала, что благодарна директору краеведческого музея Евгении Манаковой, которая поспособствовала открытию выставки, директору ДК «Юбилейный» Анне Цыплаковой за предоставленное помещение, а также зрителям, которые ознакомились с экспозицией.
Приведу некоторые отзывы посетителей: «Нестандартно, интересно! Рискованно — душу напоказ. Получилось. Вдохновения автору и признания зрителя!» «Выставка понравилась. Каждая картина притягивает своей необычностью».
…Татьяна Евгеньевна говорит, что в профессиональной деятельности всегда была в гармонии с собой: если заказчик предлагал ей что-то, шедшее вразрез с ее представлением о хорошем проекте, с ее личным видением конечного итога, она отказывалась работать.
Думаю, что это очень важно для любого художника — найти свое уникальное, ни на кого не похожее звучание, остаться верным самому себе. Татьяне Лысовой это удалось.
Юлия Шунцева.