Корреспондент «Бугурусланской правды» выясняла, как в городе устроена сфера такси

Как в Бугуруслане добраться из точки «А» в точку «Б», если пешком не дойти? Общественный транспорт — бюджетный вариант, но, увы, не самый надежный и комфортный. Имеется альтернатива — службы такси.

Если рассматривать общественный транспорт, то проще всего добраться из центра города в южную его часть (на улицы Фруктовая, Советская, Некрасова). Автобусы №2 и №4К в дневное время ходят часто. Уехать из Михайловки в центр и микрорайоны проблематичнее: автобусов №130 и №4 (есть и частные, и муниципальные) приходится ждать по 15-20 минут. Постоянные пассажиры «пятерки» или «шестерки», как правило, точно знают, во сколько надо быть на остановке. Если не выучили расписание, рискуете замерзнуть, да еще и опоздать…

А как быть, если своей машины нет, а из Благодаровки понадобилось попасть на ТЭЦ? Или из «татарского края» на «поле чудес»? Или от железнодорожного вокзала на «лысую гору»? Тут и выручает такси.

Узнать точное число организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров в Бугуруслане, оказалось не так легко. Напрямую не контролирует таксистов ни отдел торговли и предпринимательства, ни отдел промышленности, транспорта и энергетики городской администрации. Курирует службы такси управление транспорта регионального минстроя. Именно в эту структуру обращаются те, кто желает получить разрешение на соответствующую деятельность.

Бугурусланец Валерий Т. таксует десять лет. Сменил четыре фирмы: «Кинель», «ВокзалСервис», «Макс», три года назад перешел в «Яндекс». Вспоминает: пробег его авто за год достигал 50-60 тысяч километров. Сейчас заказы по району или междугородние водитель берет редко, по желанию. Выходит на линию в свободное время. Оформлен Валерий как самозанятый:

— Работа в такси — это большая ответственность, но, как ни крути, возможность заработать здесь есть. Взять, к примеру, поездку стоимостью сто рублей. Комиссия таксопарка обычно составляет 11-12 процентов, еще плачу налог 4 процента. Все остальное — мое.

Почти год трудится в «Яндексе» Антон Межевикин. До этого молодой человек ездил по межгороду. Поездки на дальнее расстояние сильно выматывали, а нынешнее место работы выбрал из-за удобного графика.

Поинтересовалась, какие типы пассажиров его раздражают:

— Если составить топ-3, то возглавят его однозначно нетрезвые персонажи. Бывает, дискомфорт доставляют болтуны. Попадаются навязчивые особы, предлагают перейти к более тесному общению. Стараюсь перевести всё в шутку…

Как поясняют водители, в городе открыт офис «Яндекс.Такси». Поэтому есть возможность обратиться к местному менеджеру в случае конфликта: например, когда клиент не оплатил поездку или нахамил. Приложение «ЯндексGo» позволяет отправлять «безбилетников» и грубиянов в черный список.

Час пик приходится на утро. Повышенный спрос наблюдается также после 21.00. И некоторые таксисты предпочитают работать в это время: цены на поздние поездки значительно выше.

Для поклонников «Яндекса» раскрою маленькую хитрость. Если стоимость поездки вас не устраивает, все равно подтвердите заявку, дождитесь, пока водитель ее примет, и… откажитесь. Приложение вычислит, что клиента смутила дороговизна, и следующий аналогичный заказ будет стоить дешевле…

Удалось побеседовать и с пассажирами. Собеседницы все как одна воскликнули: в Бугуруслане ездить на такси дорого!

— А еще встречаются водители, которые недостаточно знают город, — отметила Яна. — Как-то надо было уехать с улицы Лесная, это Черемушки. Позвонила в такси заранее, так как в пункт назначения должна была прибыть в определенное время. Таксист полчаса плутал, пока искал нужный адрес. Пришлось изрядно понервничать.

— Если со мной едет ребенок, обязательно предупреждаю, чтобы у водителя было детское кресло. Однажды таксист явился без него и, как нарочно, нас остановили инспекторы ГИБДД, — рассказала Лидия. — Выписали штраф, а водитель еще и скандалить стал. Считаю, что женщины-таксисты аккуратнее, вежливее, охотнее идут навстречу.

— Убеждена: в такси у нас работают умные, порядочные люди! — поделилась Ольга Степановна. — Внук получал паспорт. Поехали на вручение, и в спешке выронила телефон в салоне. Вскоре внуку позвонили: «Обнаружил ваш телефон, готов привезти, скажите, куда подъехать». К сожалению, не записала данные таксиста и через какую фирму вызывали — не вспомню. Было бы замечательно поблагодарить через газету!

На странице «БП» в «Одноклассниках» провела опрос: «Довольны ли вы работой такси в Бугуруслане и районе? Какую службу такси выбираете чаще?» Вот как выглядит народный рейтинг: первенство у «Алисы» и «Апельсина», второе место разделили «Лидер» и «Яндекс», третье — «Джокер» и «Эконом».

Первого сентября вступит в силу «Закон о такси», который рассматривали и дорабатывали с 2015 года. Предполагается, что документ позволит, наконец, навести порядок в этой сфере. Что изменится? Если коротко: планируется создать государственную информационную службу и реестры такси. Водителя новый закон обяжет заключить официальный трудовой договор или зарегистрироваться как самозанятому. Автомобиль такси тоже должен будет иметь опознавательные знаки: контрастную цветографическую схему, оранжевый фонарь на крыше и информационную карточку в салоне. Не смогут устроиться в такси кандидаты с судимостью. Казалось бы, одни плюсы. Но такие поправки в законодательство, боюсь, вызовут значительный рост тарифов.

Елена Гражданкина. Фото Андрея Шаляпина.