Открытка — маленькая сказка

В краеведческом музее Бугуруслана открылась выставка «Старая добрая сказка».  В центре внимания — один из самых любимых новогодних символов прошлых лет — поздравительная открытка.

Поздравительным открыткам в дореволюционное время и советские годы уделяли особое внимание. И для многих земляков старшего возраста открытка — это не просто картинка, это целый мир, который возвращает  в детство и наполняет душу тёплыми воспоминаниями.

Разобраться с тем, как менялись открытки в России, кто их создавал и какие особенно ценились помогла научный сотрудник музея Наталья Беляева. Оказывается по новогодним открыткам легко можно проследить историю страны.

— В дореволюционную Россию чаще всего открытки привозили из Европы, — пояснила Наталья Валерьевна. — Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в нашей стране. Открытки тогда в основном печатались в Германии, Франции, Англии. На них были изображены европейские сюжеты. Когда стали завозить к нам такие открытки, надпись  «С Рождеством» была на английском языке. Понятно, что россиянам это не нравилось, поэтому купцы, которые закупали их, заказывали открытки без надписи. А поздравление уже наносили в России.

Первые открытки в стране начала печатать «Община святой Евгении». Именно это издательство выпустило большинство наиболее известных русских открыток в предреволюционные десятилетия. Кроме этого, оно же стало одним из первых русских издательств, обратившихся к выпуску иллюстрированных открыток. На них можно было увидеть сюжеты картин известных художников.

После революции Новый год и Рождество оказались под запретом. Исчезли и соответствующие открытки. Зато появились плакаты, где рисовали детей с надписями: «Долой буржуазную ёлку!».

Новогодние открытки в СССР начали возрождаться в 50-х годах XX века. Иллюстрации отражали дух и идеологию времени: страна переживала индустриальный подъём, осваивала целину, реализовывала масштабные строительные проекты, которые и становились «героями» открыток.

В 1961 году произошло историческое событие — первый полёт человека в космос. И это отразилось в новогодних открытках: на картинках были соединены образы Деда Мороза и космоса, ракет, космонавтов и ёлочек.

— В советские годы были замечательные художники, которые оставили значительный след в истории новогодней открытки и открытки вообще, — рассказывает Наталья Беляева. — Среди них Владимир Четвериков. В пять лет в детском саду он уже сделал первую персональную выставку рисунков. Главным делом его жизни стало рисование. Открытки В. И. Четверикова были невероятно популярны в СССР. Всего было издано около 100 открыток и телеграмм общим тиражом более 650000000 экземпляров.

Часть экспозиции посвящена открыткам художника Алексея Исакова. Животные на его открытках не мультяшные, они выглядят реалистично. И это не случайно. Алексей Исаков окончил биологический факультет и хорошо понимал анатомию животных. Именно поэтому его белки, олени, зайчики выглядят живыми.

Особый интерес на выставке представляет легенда советской новогодней открытки — Владимир Зарубин. Его открытки с обаятельными и милыми зверушками знает каждый. Также Владимир Зарубин известен по таким мультипликационным работам, как: «Ну, погоди», «Жил-был пёс», «Беременских музыканты» и многим другим.

У этого талантливого художника  была непростая судьба… Владимир Иванович родился в 1925 году в деревне Андрияковка Орловской области. Его отец был инженером-дорожником, поэтому семья часто переезжала. В начале войны семья Зарубиных жила в Лисичанске Луганской области – в 1942-м город заняли немецкие войска. 17-летнего Зарубина отправили в Германию, в трудовой лагерь. Через три года лагерь освободили американские войска…

Позже Владимир проходил службу стрелком в комендатуре, уже тогда он рисовал. Вернувшись в Лисичанск, решил профессионально заняться искусством и перебрался к брату в Москву. Сначала работал художником на заводе. Тогда же пошёл на вечерние курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». В 1957-м начал работать на студии мультипликатором, трудился там до 1982 года. В конце 1970-х годов был принят в Союз кинематографистов СССР.

Практически всю жизнь художник проработал в Союзмультфильме, но в девяностые годы был вынужден уйти и работать дома. Сотрудничал с небольшим издательством. Летом 1996-го года В. И. Зарубин умер от инфаркта.

За 30 лет работы вышло более 1,5 миллиарда открыток и конвертов с рисунками художника. Многие открытки пользуются популярностью у коллекционеров: за открытки Зарубина, несмотря на большие тиражи, некоторые готовы заплатить по несколько тысяч рублей.

Уважаемые читатели, наверняка и у вас найдётся где-нибудь в стопке старых открыток или в альбоме образец творчества этого прекрасного художника.

Также на выставке представлены открытки художника Ивана Дергилева. Он — основоположник советской постановочной цветной  фотооткрытки. С помощью фотоаппарата и свечей, подсвечников, ёлочных игрушек, автор составлял композиции и фотографировал.

Чтобы получить эффект от мерцания огней или полёта снежинок на открытке, художник развинчивал объективы и вставлял между стеклами оптики различные формы из прозрачных и непрозрачных материалов…

Обязательно сходите в музей  — узнаете много интересного!

ЭТО БЫЛО, БЫЛО… О традиции дарения открыток в советские годы рассказала бугурусланка Наталья Григорьевна:

— В каждом доме к празднику обязательно ждали поздравительные открытки. Я помню, как мама к каждому празднику покупала десятки открыток на почте или в киосках «Союзпечать» и отправляла их родственникам  и друзьям. Это был целый ритуал: каждому подбирала картинку и для каждого находила особенные слова. С нетерпением ждали ответного письма с открытками. Получалось очень тепло. К сожалению, наши сегодняшние поздравления теряют индивидуальность. И мы ограничиваемся поздравлениями в мессенджерах.

Кстати. Первоначально открытки коллекционировали филателисты, т.е. люди, увлечённые собиранием и изучением почтовых марок. Со вре­ме­нем коллекционирование открыток выделилось в отдельное направление — филокартию, кол­лек­ционеры открыток стали называться филокартистами.

Ксения АРЕФЬЕВА.

Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.