Станции юных техников Бугуруслана исполнилось 50 лет

Станции юных техников Бугуруслана 16 апреля исполнилось 50 лет.

Учреждение открылось в 1974 году. Первым директором стал Михаил Степанович Егоров.

К началу восьмидесятых на станции юных техников работали десять кружков: «Кинодемонстратор», радиотехнический, электротехнический, «Авто-мото», кружок выжигания, авиамодельный, радиотелеграфный, судомодельный, фотокружок и кружок начального технического творчества. В те годы проводились городские выставки детского технического творчества. Работы школьников, экспонировавшиеся на выставках, выставлялись в магазине «Детский мир».

Вова Садчиков за изготовлением модели катера

В разные годы станцией юных техников руководили Михаил Кувшинов, Вениамин Елизаров, Николай Хаеров, Людмила Стефанцова, Гузаль Назметдинова, Алла Курбангалиева, Наталья Новикова. Среди преподавателей, в том числе, были участники Великой Отечественной войны: Семен Григорьевич Зуйков, Арсентий Михайлович Евдокимов, Вениамин Петрович Сидоров и Константин Никанорович Шестаков.

Менялось и местоположение: сначала СЮТ располагалась на ул. Некрасова, 22, затем «переехала» на ул. Красногвардейская, 32-а, а позже — на ул. Комсомольская, 100. В 2007 году учреждение вернулось в первое здание, где располагается и сейчас.

Сегодня на станции юных техников занимаются более 1300 ребят. Среди них как детсадовцы, так и школьники. Есть и такие, кто окончил девять классов, поступил в колледж или техникум, но продолжает ходить на кружки — все еще интересно! Более 300 воспитанников, по словам директора Татьяны Шкариной, посещают не одно творческое объединение, а несколько.

Кружки условно можно разделить на традиционные, те, которые существовали и ранее, и современные.

В столярной мастерской преподаватель Анатолий Кириллов учит мальчишек основам деревообработки. На стенде в кабинете представлены недавно созданные поделки: персонажи мультфильмов, кормушки для птиц, самолеты и ракеты, автомобили, игрушечные музыкальные инструменты — гитары и скрипки.

В кабинете декоративно-прикладного творчества со Светланой Штрукиной малыши занимаются лепкой из соленого теста — их объединение называется «МукоСолька», а в «Стране мастеров» дети мастерят поделки из различных подручных материалов.

В кабинете выжигания преподает Наталья Кострыкина. Школьники учатся обрабатывать фанеру, наносить на нее рисунки, выжигать, раскрашивать то, что получилось. Здесь же юные инженеры осваивают конструктор «Фанкластик», развивающий пространственное мышление и усидчивость. Ребята, посещающие «Логомир», знают, как программировать без компьютера. Детсадовцы способны заставить робомышь выполнять какие-либо команды: например, найти самый быстрый путь к кусочку сыра. Первоклассники используют наборы сложнее.

— Комплект безкомпьютерного программирования, приобретенный в этом году, позволяет не только учиться разбираться в алгоритмах, но и английские слова изучать, — демонстрирует Наталья Петровна. — Этому роботу уже можно давать разные задачи. Когда робомышь сделает задание, вот, например, доберется до мороженого, она «танцует». Дети просто в восторге. О том, «простеньком» наборе, даже думать не хотят.

В помещении объединения «Робототехника» оживленно. Занятия Ольги Васильевой посещают дети от 6 до 14 лет, в основном — мальчики.

Малыши шести-восьми лет работают с конструктором «LegoWeDo». Это образовательный комплект, из которого можно строить и оживлять фигурки роботов или животных. Для школьников 9-14 лет — «LegoMindstorms EV3» с более сложными деталями.

— Можно конструировать как по готовым схемам, так и выдумывать собственные, импровизировать, — объясняет директор Татьяна Валерьевна Шкарина.

Ребята с помощью компьютера учат роботов переносить что-либо с одного места на другое, сортировать предметы по цветам, соревноваться друг с другом в перетягивании каната, играть в футбол или интеллектуальное сумо…

Вот что о своем роботе рассказывает Никита Комаров, шестиклассник школы №3. На станции юных техников он занимается шесть месяцев:

— В кружок меня пригласил друг, который знал, что я люблю собирать конструктор. Программировать совсем не умел, а здесь научился. Собрал робота с датчиками движения. Он различает цвета. Я научил его ездить только по черным карточкам. С этим роботом занял первое место на соревнованиях.

— У твоего робота есть имя?

— Нет, он безымянный.

Молодой педагог Виктория Петрова ведет кружки «Информашка» и «Основы программирования». В объединении «3D-БУМ: Будем учиться моделировать», где преподает Татьяна Курганова, можно получить навыки работы в программе Tinkercad. В ней дети создают 3D-модели и распечатывают их на 3D-принтере. На стендах выставлены макет Спасской башни Московского Кремля, забавный грузовик, динозаврик, новогодняя елка.

Мастерская «Авто-мото» для тех, кому нравятся техника и машины. Здесь ребятам прививают любовь к автомобилям, помогают овладеть слесарным инструментом. В гараже стоят карты — простейшие гоночные автомобили. Подростки на них катаются и могут самостоятельно такие машины починить. Долго этот кружок вел Николай Беляев. Сейчас в «Мастерской «Авто-Мото» преподает Олег Гожев. В этом году Егор Ткаченко, воспитанник педагога, занял третье место в личном зачете на соревнованиях в Кинель-Черкассах.

Также воспитанники изучают основы электроники, учатся играть в шахматы, знакомятся с различными техниками рисования не только красками, но и на графических планшетах.

Станция юных техников организует городские выставки. Лучшие работы, представленные дошкольниками и школьниками, хранятся в выставочном зале. Учреждение тесно сотрудничает с ГИБДД и пожарной частью. Четвертый год СЮТ проводит открытый фестиваль технического творчества и робототехники «ТехноФест». Для детей и их родителей — мастер-классы «Семейная суббота».

Педагоги СЮТа также сами выезжают в детские сады и школы, где ведут дополнительные занятия. Такие уроки очень востребованы.

А есть ли среди первых выпускников станции юных техников те, кто водит на кружки внуков? Выяснится в эту пятницу. К юбилею в СЮТе готовят праздничное мероприятие.

Елена Гражданкина. Фото Андрея Шаляпина.