В Бугуруслане работает выставка «Быт и традиции народов, заселявших Бугурусланский уезд»

В Бугурусланском краеведческом музее работает выставка «Быт и традиции народов, заселявших Бугурусланский уезд».

Бугурусланский уезд был образован в 1781 году в составе Уфимской области Уфимского наместничества в результате реформы Екатерины Великой. С 1796 года уезд был в составе Оренбургской губернии, а в 1851 году — передан во вновь образованную Самарскую губернию. В 1928 году Бугурусланский уезд был упразднен, его территория вошла в состав Бугурусланского округа Средне-Волжской области.

Территория уезда заселялась в XVIII веке преимущественно переселенцами из Пензенской, Тамбовской, Курской, Рязанской, Казанской и Симбирской губерний. По данным переписи 1897 года, в уезде проживало 405994 человека, в том числе русские (57,8 процента), мордва (19,8 процента), чуваши (8,6 процента), татары (7,1 процента), башкиры (2,3 процента).

Вот русский женский костюм, состоящий из блузы-рубахи и юбки, передника и праздничного платка. Здесь же можно увидеть и кичку (головной убор замужней женщины), и височные украшения из гусиного пуха, и традиционную обувь — лапти. Невольно представляешь молодую веселую хозяйку, которая по случаю праздника завела плясовую…

До замужества русские девушки носили сарафан, им разрешалось ходить с непокрытой головой. После замужества волосы убирались под кичку, сарафан сменялся на вышитую рубаху, паневу и передник. В сундуке замужней женщины было по 10-15 панев: повседневные — из более грубой ткани, праздничные (например, для похода в церковь) — из более дорогой.

Очень ярко и красочно смотрится и татарская женская одежда: богато украшенные головные уборы такыя и калфак, белые платки из шелковой нити, серебряные височные и нагрудные украшения. Татары относились к зажиточной части населения: об этом говорит наличие в составе костюма серебряных украшений, кожаных сапог. Сапоги-ичиги носили и женщины, и мужчины; женские мастерили на каблуке, с меховой опушкой. В качестве их украшения допускался только растительный орнамент.

Женская чувашская одежда состояла из платья, фартука-запона, поясного (сара) и нагрудного украшений. Замужние чувашки носили на голове сурпан — покрывало из полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами, и женский головной убор — хушпу. Частью свадебного наряда невесты были войлочные чулки и лапти. Интересен и чувашский девичий головной убор тухья — конусообразная шапочка с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесемки. Когда чувашская девушка выходила замуж, тухью передавала младшей родственнице, например, сестре.

На выставке можно посмотреть и старинную хозяйственную утварь: жбан для меда, глиняные горшки, крынки для хранения молока, чугунки, деревянные вилы для ворошения сена. Есть и макет ткацкого станка. Он так тщательно сделан, что возникает предположение, что это не просто макет, а скорее детский станок, на котором ткачеству в семье обучали девочек…

Воспроизведена и часть татарской избы. Кровать — сяке — занимала значительную часть жилого пространства. Это был многофункциональный элемент обстановки. Здесь члены семьи проводили большую часть времени: ели, работали, принимали гостей, спали.

— Интересна история мордовского сундука под названием «парь». В 15-16 лет мордовская девушка считалась невестой. Ей нужно было собирать приданое. Отец девицы на выданье собирался в лес, срубал там дерево, выдалбливал сердцевину — получался высокий цилиндрический сундук с крышкой. Туда невеста складывала все, что вышила, связала и сшила своими руками. По содержимому сундука парень часто и выбирал себе суженую, заглядывая в окошко дома — считал, у кого сколько добра сложено в парь. Если много — значит, девушка работящая, проворная, будет хорошей хозяйкой. Но эта гонка за приданым имела и обратную сторону: к 30 годам зрение у замужней женщины существенно ухудшалось. Таковы были последствия рукоделия при свете свечи или лучины, — рассказала сотрудник музея Елена Исламова.

Наряд мордовской женщины составляли панар (рубаха тунико-образного покроя) и руця (верхняя распашная одежда). Шуршащий пулакш — женское набедренное украшение, изготавливался из конского волоса. Его несколько часов вываривали в растительном масле. В доме у мужа женщине нельзя было появляться без пулакша: его снимали только на время сна и похода в баню. А ведь он был нелегкой ношей: весил почти 7 килограммов. Дополняли образ традиционная обувь (ступни) и шерстяные чулки.

Все эти национальные костюмы были собраны сотрудниками музея в экспедициях по окрестным селам еще в 90-х годах прошлого века, многие экспонаты были преподнесены в дар земляками. Через полгода экспозиция будет обновлена — в нашем музее большая этнографическая коллекция.

Юлия Шунцева. Фото автора.