Кто из нас в детстве не любил мультфильмы? Старшее поколение наверняка помнит коварного Волка, весёлого и находчивого Зайца из «Ну, погоди!», Баранкина, который должен стать человеком, и многих других мультперсонажей.
Современные дети также «зависают» у экранов и, затаив дыхание, сопереживают полюбившимся героям мультиков. Учащимся Натальи Марычевой повезло: теперь каждый из них знает, как оживает пластилиновая ворона, что нужно сделать, чтобы рисованный человечек начал улыбаться.
Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества, руководит мультмастерской «Фантазёры». Недавно опытом, наработками Наталья Владимировна поделилась с коллегами. Произошло это на VI открытой межвузовской научно-практической конференции «Экология медиасреды», которую провела кафедра медиаобразования института журналистики, медиакоммуникаций и медиаобразования Московского педагогического госуниверситета.
На суд участников конференции бугурусланский педагог представила «Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей».
— Одной из задач системы дополнительного образования в современных социальных условиях является оказание помощи учащимся в адаптации в обществе, развитии творческих способностей. Наиболее полно эти задачи реализуются через проектную деятельность, — пояснила Наталья Владимировна.
На «старте» работа над проектом была разделена на три этапа: поисковый, технологический и аналитический. На первом дети выбирали тему, определяли, для кого и для чего будут снимать мультфильм, что хотят создать.
По наблюдениям руководителя студии, технологический этап, как правило, проходит наиболее эмоционально: учащиеся своими руками изготавливают героев будущего видео, «оживляют» их.
Прежде чем приступить непосредственно к работе над фильмом, участники мастерской «Фантазёры» в течение двух лет осваивали дополнительную общеразвивающую программу «Юный мультипликатор», и только на третьем году перешли на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
За время работы «Фантазёров» ребята создали не один успешный творческий проект: «Секреты мультипликации», «Живые открытки», «Бумажное моделирование в технике паперкрафт» и другие. Короткометражные мультфильмы выполнены в различных техниках: пластилиновая, кукольная, рисованная. Способом перекладки (создание эффекта движения персонажа) выполнен мультфильм о вреде курения «Птичья история». Здоровое питание пропагандирует «пластилиновый» мультфильм «Колючая вода». О пожарной безопасности рассказывает рисованный мультфильм «Однажды в городе». По стихам Агнии Барто сняты мультфильмы о бережном отношении к природе, игрушкам.
— В ходе работы над проектом «Колючая вода» была поставлена задача привлечь общественное внимание к влиянию сладких газированных напитков на организм человека, — продолжила Н. В. Марычева. — Девяти-десятилетние дети рассуждали о том, почему взрослые запрещают им пить газировку? Им стало интересно, действительно ли лимонад так вреден для здоровья? С помощью мультипликации решили рассказать, «можно» или «нельзя» пить лимонад…
Работая над мультфильмом, творческий коллектив самостоятельно придумал сценарий. За его основу взяли песню группы «Градусы» — «Ёжики». Дети рисовали сцены мультфильма, главных героев и фоны будущего ролика, лепили персонажей и декорации, покадрово фотографировали сцены. Всего было отснято 425 кадров. Их «собрали» на компьютере и добавили музыкальное сопровождение. Получился мультфильм продолжительностью в 40 секунд.
По словам Натальи Владимировны, в процессе создания мультфильма у участников творческого процесса формировались не только личностные качества, они получили немало положительных эмоций, у них появилось желание творить.
Каждый участник проекта может с гордостью сказать: «Этот мультфильм сделал я!»
Автор и фото: Ирина Шестова