В Бугурусланском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Метель»

В минувшие выходные бугурусланцев закружила «Метель»: премьера спектакля по повести Александра Пушкина состоялась в драмтеатре. Поделюсь впечатлениями от новой постановки Руслана Аминева.

Честно говоря, всегда немного волнуюсь, отправляясь смотреть классику – боюсь разочароваться. Зачастую в наше время с классической литературой обращаются неоправданно смело: тому немало примеров и на экранах телевизоров, и на театральных подмостках. Классическая литература — это всегда высокая планка, как для режиссера, так и для актеров. Получится ли соответствовать? И вместе с тем, удастся ли решить сложную задачу: показать суть произведения, сохранив голос автора, но пропустить его при этом через призму своей души, как это делает всякий художник?

Насколько же меня порадовала новая постановка! Могу сказать уверенно — спектакль создавался с трепетом, с любовью и к прозе А. С. Пушкина, и к его стихотворным строкам! Это было вдохновенно: без «стыков», «швов», без видимой «работы»! Спектакль лился, как песня, и кружился, как вальс.

На сцене не было ничего лишнего. Минимальным, но вместе с тем достаточным набором средств создана волшебная, чуть призрачная картина старинного русского поместья (невольно вспоминала свои любимые романсы «Снился мне сад в подвенечном уборе…», «Не уезжай ты, мой голубчик»).

…Вот перед нами комната главной героини – юной Марьи Гавриловны. Девичью спальню обрамляют летящие полотнища воздушной ткани, словно олицетворяя светлые, полудетские грезы. Многоплановость сцены придает картинке глубину, расширяет пространство.

Маша пока не живет реальной жизнью, а только мечтает. Ее с ней и наяву, и во снах: она ведет с ним непрекращающийся диалог. Против воли родителей герои решают связать свои судьбы. И дорога впереди кажется им светлой и прекрасной.

Но суровая действительность, или же сама Судьба, входит в их жизнь, как стихия, и рушит все то, что казалось простым и легко осуществимым. Метель сбивает с пути, переворачивает жизни героев. Этот момент в спектакле обыграли прекрасно — на сцене все кружится, завывает ветер, светящиеся снежинки летят откуда-то сверху, и в канву спектакля прекрасно вплетаются пушкинские строки:

«Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне».

Беззаботная юность кончилась: героиня обвенчалась с незнакомцем, а ее возлюбленный, разминувшись с ней, уезжает на войну и погибает. Вскоре умирает и отец Маши… Поступь Судьбы отбивает громкий и зловещий бой часов — он словно олицетворяет неумолимость времени.

Анастасия Кузнецова необычайно органична в роли Марьи Гавриловны. Удивительно точно у нее получилось передать наивность, «детскость» своей героини, и то, как она через испытания, выпавшие на ее долю, взрослеет и приходит к любви осознанной, истинной, выстраданной. Ее душа дорастает до этой любви…

Незабываемым впечатлением от спектакля стала игра Виктории Кучаевой, исполнившей роль матери Маши. Вот так, на полутонах и оттенках, вполголоса, без какой-либо аффектации передать всю суть любви жены к мужу, боль от его ухода, все материнское обожание собственного ребенка — просто высший пилотаж. Ее игра трогала до мурашек, до слез. Это было мастерски.

А как хорош Александр Чуркин в роли гусарского полковника Бурмина! Все играет на образ – рост, «фактура», глубокий, звучный, заполняющий зал голос (ах, как много все-таки значит голос для артиста!)

Неповторимые ноты в спектакль внесли Сергей Зиновьев, Галина Любчич, Данил Денисов, Ольга Граф. Хочется особо отметить работу художника-постановщика и художника по костюмам Геннадия Тергалинского: довелось увидеть самые зачатки работы над спектаклем, и готовый «визуал» оправдал все ожидания.

Считаю «Метель» в постановке Руслана Аминева большой творческой удачей, значимой вехой на пути и молодого режиссера, и нашего театра. Браво!

Но была и ложка дегтя. И относилась она не к спектаклю, а к зрительному залу. На сцене увлеченно играют актеры, звучит музыка, а зрители… не могут справиться с зависимостью от смартфонов. Трели звонков, звуки уведомлений мессенджеров разливались по залу на протяжении всего спектакля. Неужели не хочется на полтора-два часа забыть о мобильнике? Мы и так с ним практически не расстаемся… Можно включить беззвучный режим. И это давно известное правило хорошего тона. Давайте же помнить о нем.

Юлия Славина. Фото Павла Мелихова.