В Бугурусланском районе народный театр «На Кинеле» представил новую постановку

Театральная премьера — это всегда значимое событие в культурной жизни, особенно в провинциальном городе. В мае, к 78-й годовщине Великой Победы, артисты народного театрального коллектива «На Кинеле» районного Дома культуры под руководством режиссера Галины Любчич представили на суд зрителей драму «Всем смертям назло». Камерный спектакль, одновременно реалистичный и фантастичный, поразил зрителя глубиной, заставил размышлять о самом главном, о добре, о вере, о чуде…

Действие пьесы происходит в наши дни в пункте приема гуманитарной помощи. Девушки собирают коробки с провиантом, плетут маскировочные сети, но понимают, что участникам СВО очень необходимы письма с малой родины, поднимающие дух. На помощь им приходят три старушки — вдовы солдат Великой Отечественной, так и не дождавшиеся своих героев. И в этот момент происходит связь двух поколений.

Красной нитью в спектакле проходит философский разговор о войнах, калечащих женские судьбы. Ведь война и после окончания боевых действий продолжает жить в душах одиночеством и болью утраты. Горьким осознанием невозможности сказать последнее «прости» или первое «да». И нет этой войне конца, как нет конца ожиданию…

Неразрывно переплетены судьбы главных героинь: Марии, Серафимы, Прасковьи и нашей действительности. Даже в полной мере не осознавая того, зритель чувствует неуловимую, но прочную и нерушимую связь времен и поколений.

— Идеей к спектаклю стала ситуация в стране, — поделилась режиссер постановки Галина Любчич. — Вдохновили женщины из Народного фронта, в котором я состою тоже. Вижу, какую колоссальную работу они делают для наших солдат: плетут сети, собирают гуманитарку, варят супы и каши… Этот труд сравним с тем, что делали женщины во время Великой Отечественной войны. Им приходилось кормить детей, себя и многое отдавать фронту. И тыл — это тоже свои герои. Этот спектакль — мое и наше им спасибо за труд.

Галина Ивановна также рассказала, что спектакль создан по мотивам пьесы «Марьино поле» екатеринбургского драматурга Олега Богаева. Идея соединить два поколения женщин к режиссеру пришла ночью, а к утру уже был написан сценарий новой постановки.

Репетиции заняли всего полторы недели.

— Актрисы народного театра уже героини в том плане, что сцена — не основная их работа, — продолжила Галина Любчич. — В постановке заняты методисты, культорганизаторы, костюмеры и волонтеры культуры. Репетировали в свободное время.

Особенное очарование спектаклю придал его камерный формат. Герои лишь изредка покидают зал. Но несмотря на статичность картины, самодеятельным актерам удалось удерживать внимание и напряжение зрителя на протяжении всего спектакля.

Попадая в совершенно непривычное пространство, мы иногда чувствуем себя свободно и довольно часто произносим фразу «как дома». Так получилось на этот раз… Но, как оказалось, камерность постановки — вынужденная необходимость. Об этом рассказала директор Централизованной клубной системы Ирина Нарушева.

— После переезда в это здание мы остались без сцены. Но артисты наши самодеятельные, очень талантливые, и мы решили организовать свою сцену — камерную. Расстояние до зрителя небольшое. Это дает своеобразный эффект присутствия, как бы вовлечения зрителя в спектакль. Так легче считываются эмоции. Малое пространство сцены имеет свои законы существования. Более того, сцена лишена привычного для нас пьедестала. Поэтому и спектакли носят более открытый характер.

В завершении спектакля эмоциями поделились студенты медколледжа. Ребята отметили высокий профессионализм актеров и режиссера, выразили слова благодарности за предоставленное эмоциональное удовлетворение.

— Быть с артистом на расстоянии вытянутой руки — этого ощущения не даст ни один крупный театр, даже если вы будете сидеть в первом ряду в зрительном зале. Представьте, зрительный зал становится продолжением сцены, а сцена — частью зрительного зала. Я под большим впечатлением от постановки! Очень тронуло душу… Были моменты, когда хотелось расплакаться. Но не позволяет характер, — признался первокурсник Иван Абрамов.

— Артисты играют настолько близко к зрителям, что сердце замирает! Сам спектакль поразил глубиной. Это огромная память о тех героях. А мы ждем возвращения наших бойцов живыми и невредимыми, — сказала Ирина Давыдова.

Галина Чернова. Фото автора.