Авиадиспетчер из Бугуруслана Мария Солдаткина рассказала об особенностях профессии

В Международный день авиадиспетчера, который отмечался 20 октября, мне удалось поговорить с одним из профессионалов, кто в прямом смысле разводит в небе самолеты. Об особенностях нелегкой, но интересной профессии авиадиспетчера рассказала Мария СОЛДАТКИНА — старший диспетчер службы движения Бугурусланского отделения Оренбургского центра ОВД — филиала «Аэронавигация Центральной Волги».

— Мария, как Вы пришли в профессию? Это достаточно необычная работа, особенно для хрупкой девушки?

— Родилась я в селе Коровино Бугурусланского района. В школьные годы хотела и учителем быть, и в полиции работать. А после 11 класса, поговорив с дядей — пилотом гражданской авиации (кстати, дедушка работал авиационным техником), сделала выбор в пользу Ульяновского института гражданской авиации. И не пожалела.

Прошла обширную медицинскую комиссию. Принимали на основе баллов ЕГЭ, и еще были внутренние экзамены. Несмотря на высокие баллы, хорошее знание английского языка, на бюджет не прошла. Начала учиться на коммерческой основе. Потом, когда освободилось место, перевелась на бюджет. Это — полное гособеспечение, питание, обмундирование, проживание в очень уютном отеле на территории ВУЗа. Кстати, именно на авиадиспетчеров училось много девушек.

После четвертого курса вышла замуж за односельчанина. Знакомы были, конечно, давно.
Супруг Роман старше меня на три года. Сейчас он служит в полиции. У нас двое детей: Василиса — ученица первого класса, Илья — второклассник. Живем в Михайловке.

— Были ли проблемы с трудоустройством после окончания института?

— Может мне просто повезло… Через неделю после возвращения домой пришла с документами и дипломом в Бугурусланское летное училище, а вышла уже с трудовым договором. Так я начала работать в службе движения БЛУГА. Меня встретил высокопрофессиональный коллектив. А моим наставником стал Виктор Александрович Корженко. Сегодня он возглавляет диспетчерский пункт аэропорта. После реорганизации нас перевели в состав филиала госкорпорации «Аэронавигация Центральной Волги» Бугурусланского отделения Оренбургского Центра ОВД. Сейчас в коллективе восемь сотрудников.

— Работа авиадиспетчера зачастую, как говорится, остается за кадром. Все знают: пилот управляет самолетом, бортпроводник следит за порядком на борту. А вот чем занимается человек, который находится на земле и от которого зависит благополучие летящего в небе воздушного судна?

— Диспетчер полетов — очень важное звено работы воздушной гавани. Без него не случился бы ни один полет! По сути, это хозяин неба, ведь именно авиадиспетчер управляет движением воздушных судов на воздушных трассах, местных воздушных линиях, а также в зонах аэродромов, взлета и посадки.

Если командир воздушного судна несет ответственность за исход полета, начиная от запуска двигателя, заканчивая заруливанием на стоянку, диспетчер отвечает за безопасность полёта в своей территориальной зоне. Даже не один он, а целая команда. Первым на связь выходит диспетчер руления: он «подводит» самолет к взлетной полосе. Затем за дело берется диспетчер старта. Его задача — определить безопасные границы взлета и посадки судна, проследить, чтобы взлетная полоса была свободна. Далее воздушное судно переходит в управление диспетчера круга. Он указывает пилоту высоту и схему вылета из зоны аэродрома. А покидает небо определенной территории самолет под контролем диспетчера подхода. Таким образом, воздушное судно «передается» из рук в руки под непрерывным контролем авиадиспетчеров.

— Что помогает авиадиспетчеру управлять движением?

— Глаза диспетчера — радиолокационная система. На территории каждого аэропорта установлены аэродромные обзорные радиолокаторы, пеленгаторы и метеовышки, благодаря которым на экранах монитора каждую минуту обновляется информация о метеоусловиях, показаны воздушные трассы и перемещения воздушных судов. Считывая эти данные, авиадиспетчер может решить потенциально конфликтные ситуации. Мы работаем в тесной взаимосвязи с ЭРТОС — это сокращенное наименование службы «эксплуатация радиотехнического оборудования и связи» аэропорта.

— С пилотом вы общаетесь на обычном языке или пользуетесь каким-то профессиональным, «авиационным» сленгом?

— Общение происходит по радиотелефонной связи. Это обычный язык, построенный на стандартной фразеологии радиообмена, необходимой для оптимизации эфирного времени. Поскольку в основном мы контролируем учебные полеты курсантов БЛУГА, очень приятно слышать голоса и наблюдать, как они меняются с робкого на первом курсе до уверенного — на последнем. Многие начинаешь запоминать и узнавать.

— Сколько самолетов в смену разводит авиадиспетчер?

— У нас небольшой аэродром. Мы контролируем полёты на высоте не более 4000 футов. Все зависит от сезона, времени суток и других ситуаций. Например, летом бывает много учебных полетов. Бывает, принимаем санавиацию — самолеты или вертолеты для доставки больных в крупные города. Каждый новый день не похож на предыдущий.

— Какими качествами должен обладать авиадиспетчер?

— Ну, во-первых, это отличное здоровье. Мы с определенной периодичностью проходим авиационные медосмотры и перед каждой сменой. Что касается профессиональной подготовки авиадиспетчеров, то она не должна уступать подготовке пилотов. Диспетчеры должны разбираться в лктно-технических характеристиках воздушного судна, метеорологии, воздушной навигации, аэродинамике, иметь высокий уровень знания английского языка. Личные качества — это организованность, стрессоустойчивость, ответственность, уравновешенность, умение быстро принимать решения.

— Где готовят авиадиспетчеров?

— В России не так много заведений, где обучают конкретно по этой специальности. Высшее образование авиадиспетчеры получают в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Среднее — в Красноярске. Без диплома о высшем образовании на работу не примут, потому и «самоучек» в нашей профессии нет.

— Как профессия сказывается на мировосприятии?

— Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. Такие навыки бывают очень даже полезными и вне работы. Сидя в самолете в качестве пассажира, хорошо представляю, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент.

— Что для Вас самое тяжелое, а что самое приятное в работе?

— Тяжело даются ранние смены. Понятно, что это сбои режима, так как у меня дети — школьники. Родители живут в Коровино. И поэтому здесь на выручку приходит супруг, а если он на службе — то родители одноклассников сына или дочки. Мы периодически меняем друг друга, чтобы доставить детей в школу и обратно. Выручает то, что сама вожу автомобиль.

Горжусь тем, что у меня редкая и очень интересная профессия. Ты постоянно на связи с самолетами. Приятно осознавать, что допущена к такому важному делу. Здесь есть возможность карьерного роста. Также эта профессия очень романтичная, как и все, что связано с небом.

Помните слова песни: «Наша служба и опасна, и трудна. И на первый взгляд как будто не видна?» Так вот, это и про нас тоже. Думаю, чем меньше нас видно, тем лучше. Если про нас не слышат простые люди, значит, мы правильно работаем!

Беседовала Галина ЧЕРНОВА.