Центру развития творчества детей и юношества Бугуруслана исполняется 80 лет

Центру развития творчества детей и юношества – 80 лет! Преемник городского Дома пионеров и школьников центр творчества продолжает решать всё те же задачи: организация досуга и дополнительного образования детей, их творческое развитие.

Значительный и значимый отрезок жизни Дома пионеров и центра творчества прошёл под руководством Л. Н. Комлевой. И сейчас ветеран-педагог желанный гость в ЦРТДЮ. Ведь именно она почти 30 лет назад «обживала» здание, похожее на замок, на берегу Кинеля, где поселились творчество и детский смех. Это Лидии Никитичне пришлось на своих хрупких плечах вынести все сложности, с которыми сталкивается руководитель на первом этапе становления организации, ввода в эксплуатацию нового здания. В то время в Бугуруслане ещё не было столь монументальных объектов, сооружённых для детворы и юношества.

— Поскольку центр творчества является преемником Дома пионеров, логично, что и его коллектив вместе со мной перешёл сюда, — рассказывает Лидия Никитична. — Коллеги, как на подбор: творческие, работоспособные, в каждом педагоге — своя искорка, свой творческий потенциал, но всех объединяла любовь к детям и к делу, которое они выбрали. Со всеми было хорошо работать: не знаю, как им, поскольку я человек строгий, к тому же и задачи стояли перед нами серьёзные.

При всей строгости умела Лидия Никитична выслушать и услышать коллег, помочь в разных ситуациях.

Как вспоминает собеседница, с годами сложилась методика работы с педагогами, повышения квалификации. Периодически на заседании совета с участием заведующих отделами анализировали работу каждого сотрудника, давали рекомендации по методикам, которые существенно повышали результативность работы с детьми.

– Могу показаться нескромной, но я ковала кадры, а их у меня… переманивали, – улыбается Лидия Никитична. – Первой помощницей была Любовь Николаевна Деревяшкина. Ольга Васильевна Гаврилова, завуч, – тихая, скромная, но очень исполнительная и всегда добивалась поставленных целей. Феноменальной памятью отличалась Наталья Евгеньевна Плотникова. Ей было достаточно один раз прочитать текст, чтобы тут же повторить его слово в слово. Она не имела педагогического образования, но так умело организовывала работу с детьми… Настолько была эрудированной, владела литературным языком, порой мне даже приходилось просить её разговаривать с посетителями «по-простому». Очень хорошие впечатления о себе оставила Светлана Анатольевна Расторгуева. Она тоже большая умница, неслучайно в своё время её перетянули в педучилище. Словом, на каждого члена коллектива можно было положиться, каждого отличало высокое чувство ответственности.

… Лидия Никитична рассказала, как пришла в систему организации досуга детей. Этому предшествовал долгий путь, который начался со школьной скамьи. Кстати, ей довелось учиться в одиннадцатом классе: в 60-х годах прошлого века была организована экспериментальная одиннадцатилетка, которую Лидия Никитична закончила в 1964 году.

– Старшеклассницей активно участвовала в жизни комсомольской организации, была отрядной вожатой. Наверное, неплохая, раз отметили грамотой. После неудачной попытки поступить в пединститут вернулась в Бугуруслан. Долго засиживаться дома не довелось: пригласили в детский загородный лагерь нефтяников (сегодня «Лесная сказка») отрядной вожатой. Затем поступило предложение занять должность старшей вожатой в школе №6. Через три года, в 1969 году, позвали в Дом пионеров. В то время руководил им Константин Никанорович Шестаков. Также работала и под началом Александры Петровны Егоровой. Когда её перевели в горком партии, меня поставили директором. Строительство и создание центра творчества пришлось на время руководства гороно Виктором Михайловичем Бадзюком. Он помогал и содействовал во всём, поддерживал меня.

История руководителя Дома пионеров, а потом центра творчества детей и юношества Лидии Никитичны Комлевой идёт с 1985 года:

– Когда началось строительство здания на берегу Кинеля, я уже знала, что буду здесь директором. Пришлось немало поездить, изучать принципы организации детских центров творчества. Посмотрела, как это организовано в Оренбурге, Орске, Москве. В столицу ездила хлопотать и об оборудовании: очень хотелось, чтобы наш центр соответствовал своему предназначению. А сколько было документации! Дело непростое — обосновывать целесообразность тех или иных отделов, направлений, в которых будем работать.

Руководство города в лице Юрия Липатовича Полшкова, Юрия Александровича Черникова помогало во всём, исходя из возможностей. Признаюсь, в то время передо мной были открыты все двери, и что бы ни просила для будущего центра, всё предоставляли. Одним из главных помощников был Василий Абрамович Вдовкин, в то время руководивший горторгом. Все заявки исполнялись в срок: помогли с мебелью, в том числе креслами в актовый зал, обеспечили швейными ножными машинками, на которых долгое время потом учились шить девочки-подростки. Хотелось сделать всё по высшему разряду, чтобы детям здесь было уютно, и они бы с радостью спешили на занятия. Открытие центра творчества состоялось в 1992-м году. Замечательный подарок детям – подтверждение того, с какой любовью и заботой руководство города относилось к подрастающему поколению.

Было много интересных идей, например, таких, как создание детского вечернего кафе для ребят 16-17 лет, где бы они могли собираться, исполнять песни под гитару. Идея организаторов привлекала ещё и тем, что детям была бы представлена возможность для самовыражения, а с другой стороны – они под присмотром педагогов. В силу обстоятельств не получилось, пришлось потесниться и поделиться территорией с начальными классами гимназии.

– Места хватило всем: юннатам, туристам. Много внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию. Работали в разных направлениях. Дети не только развивались творчески, их готовили ко взрослой жизни в кружках кройки и шитья, вязания. На одном из семинаров мне понравилась идея школы раннего развития, которую практиковали коллеги в области. Семинар прошёл в феврале, а уже в конце учебного года у нас была организована такая школа! И она была принята бугурусланцами и получила продолжение. Руководила ею Светлана Анатольевна Расторгуева. Мы пошли даже дальше коллег из областного центра, у которых была заимствована идея. В программе – азбука, английский язык, танцы, музыка, лепка из пластилина…

О. Е. Волчек

Расставаясь с детищем, Лидия Никитична передала его в надёжные руки – Ольге Евгеньевне Волчек. Но на заслуженный отдых ушла не сразу, ещё девять лет работала методистом и была помощником молодому директору. С того времени прошло более двадцати лет. На вопрос, что изменилось, ответила:

– Многое изменилось! Но остались душа и любовь к делу. Ольга Евгеньевна сумела сохранить то, что было наработано предшественниками, и пойти дальше. Посмотрите, как здесь красиво: и на территории, и внутри здания. Конечно, всегда есть проблемы, которые необходимо решать. Но центр в надёжных руках, и трудятся здесь такие же творческие и увлечённые делом педагоги, как когда-то.

Ирина Шестова, педагог дополнительного образования ЦРТДЮ.