О Самарском музее Модерна услышала от подруги. Её восторженный отзыв произвёл впечатление. Решила: побываю там непременно…
Музей молодой: был открыт в 2012 году. Он располагается в исторической части города, на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейская, в особняке начала ХХ века, принадлежавшем Александре Курлиной, жене богатого самарского хлеботорговца.
Какой она была — его хозяйка? Первая красавица Самары, Сашенька Журавлева (или Сандра, как предпочитала себя называть) в 16 лет стала женой Александра Курлина, купца 1 гильдии, гласного городской думы. Именно для неё влюблённый супруг в 1903 году построил этот удивительный, оснащённый по последнему слову техники и европейской моде дом. Особняк был электрифицирован, имел калориферную систему отопления, водопровод, канализацию и телефон. Его причудливые линии раскрывают фирменный почерк талантливого московского архитектора Александра Зеленко.
Но молодые супруги не были здесь счастливы – их жизнь сломала трагедия: потеря ребёнка. Александр Курлин сошёл с ума и в 1914 году умер в больнице для душевнобольных, а Сандра в 1918-м уехала в Москву, где и прожила до глубокой старости…
Много всего видели стены этого здания – здесь во времена Первой мировой войны размещался госпиталь, в 2018 году — зверствовали белочехи, затем базировался губернский отдел труда, и даже детский сад…
Мой культпоход в музей состоялся в октябре. Любоваться старинным зданием начинаешь уже с улицы — дом привлекает внимание неординарным архитектурным решением. Всё в нём гармонично, изящно, нет ничего громоздкого, тяжёлого, давящего. Не дом, а грёза! Красивы и кованые ажурные ворота в форме бабочки, через которые входишь во внутренний дворик музея, и изысканный эркер, и удивительные окна! Превосходный образчик стиля модерн, господствовавшего как в отечественной, так и зарубежной архитектуре конца XIX – начала XX веков.
Когда попадаешь внутрь, необычная атмосфера просто окутывает. Полумрак, неяркое освещение, и много-много тёмно-зелёных оттенков. На первом этаже всего несколько комнат – гостиная, столовая, кабинет и будуар. Чтобы больше узнать об экспонатах, можно воспользоваться аудио-гидом, но мне хотелось просто смотреть.
У дома определённо есть характер, стиль, душа. Даже сложилось впечатление, что его прошлые обитатели незримо присутствуют в нём…
Жемчужина особняка – будуар хозяйки. Отсюда не хочется уходить! Это самая прекрасная комната из всех, что когда-либо приходилось видеть. Изящные двери с зеркальными стеклами в виде крыльев стрекоз. Необычный свет, падающий сквозь изысканные витражные окна с орнаментом… Растительные мотивы повторяются и на спинках стульев, и на дверцах шкафчиков — много цветного стекла, от которого по комнате «разбегаются» зелёные блики, как в аквариуме. И необычный потолок с женским ликом – говорят, он повторяет черты хозяйки, Александры Курлиной. И много-много интересных «женских штучек» того времени под стеклом музейных витрин – несессер, веер, лайковые перчатки, флакон духов…
Строгие линии кабинета создают совсем другое настроение: это царство делового человека. Массивный письменный стол с необычной электрической лампой и печатной машинкой, резные шкафы из массива дуба, камин с экраном. Интересная черта – газетница, в которой лежат номера «Биржевых ведомостей» и «Волжского слова»…
В гостиной много света благодаря огромным окнам. Сейчас здесь стоят диванчики для зрителей – в этом зале проводятся лекции, выставки, концерты. Рояль и стоящие возле него яркие лампы создают настроение. А потолок с переплетающимся рисунком орхидей – просто загляденье! (Вообще, все потолки в комнатах представляют собой произведение искусства, советую не забыть полюбоваться ими, когда надумаете посетить музей).
Затем более тёмная комната — столовая. У неё — средневековые черты. Например, шершавая, «под камень», штукатурка на стенах. Здесь можно увидеть и стильные столовые приборы, и роскошный ликёрный набор, и фантазийные, украшенные орнаментом бутылки, и даже коробочку из-под знаменитой «абрикосовской» пастилы. И ознакомиться с меню того времени: «пирожки (волованы, желанваль, ресоли, плантрин), филе аля-готард с трюфелями, стерлядь разварная…».
Но — самое удивительное в этой комнате – мебель: роскошная и совершенная. Чего стоит только столовый гарнитур «Виноград», созданный французским мастером эпохи ар-нуво Луи Мажорелем! Таких гарнитуров им было создано всего пять.
Парадный вестибюль с шикарной лестницей и огромным круглым оконным проёмом заслуживает особого внимания. Сейчас этот вход не функционирует – посетители попадают в здание со двора. А когда-то эта роскошная прихожая встречала гостей, визитёров, просителей…
Музей оставил неизгладимое впечатление. Сюда хочется возвращаться: невозможно за одно посещение рассмотреть все детали, оценить всю красоту отделки, разгадать все тайны и загадки этих роскошных апартаментов…
В ТЕМУ. Название стиля произошло от французского «moderne» (новейший, современный). Есть и другие варианты наименования (в зависимости от страны происхождения): «ар нуво», «сецессион», «либерти», «тиффани»…
Появление этого стиля стало вызовом и альтернативой классическому искусству. Время модерна — период индустриализации, поэтому этот стиль особенно часто находил воплощение в архитектуре особняков, банков, бирж, вокзалов. Для модерна характерны отказ от прямых линий и углов в пользу плавных, фантазийных, растительных; использование металла, стекла, бетона, а также высокая декоративность.
Юлия ШУНЦЕВА.