Какая она, современная молодежь современной России? Думаю, не хуже нас, прежних. В чем-то даже перегоняет. Она более прогрессивна, восприимчива к современным технологиям и идеям, склонна к творчеству и познанию. Исходя из личного опыта педагога, могу сказать: молодежь просто замечательная! Со смелыми мыслями, нетривиальными подходами к проблемам, патриотичная, увлекающаяся спортом, поддерживающая субкультурные течения. Молодежь, способная отстоять свое мнение, поддержать в трудную минуту, прийти на помощь.
В советский период во главу угла ставился коллективный принцип всеобщего или общественного блага. Сейчас более ценен личный успех. А разве это плохо? Главное, на мой взгляд, быть добрым, отзывчивым человеком и получать удовольствие от своих хороших поступков. В жизни каждого наступает момент, когда жизненные цели начинают меняться, должное внимание уделяется образованию, карьере. Потом или параллельно с этим люди задумываются о создании семьи. Все происходит так же, как десятки лет назад. Сколько бы ни ругалось на молодежь старшее поколение, современные проблемы, по сути, актуальны для общества в целом. И от решения этих проблем зависит будущее человечества.
Я завидую порой возможностям, которые государство предоставляет для творческого и научного развития потенциала юношей и девушек. В интернете часто вижу предложения об участии в различных развивающих платформах, национальных проектах, в разных программах. Онлайн-курсы, форумы, сферумы — условия для самореализации создаются, нужно уметь пользоваться ими, попросту говоря, не сидеть сложа руки.
Мы тоже жили в очень интересное время. Восьмидесятые годы прошлого века — это время искренней веры в лучшее будущее, это уже повеявший ветер перемен, это громадье планов и интересных событий в стране и первые ласточки западного влияния на наше сознание.
В 1979 году я поступила в первый класс, «понеслись» школьные годы чудесные. Мне нравилось быть активисткой, участницей агитбригады, участницей разного вида соревнований, председателем учкома школы. Мы успевали и пошалить, и принять участие во всем. Путевка во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» на побережье Черного моря стала для меня неожиданной наградой за активную жизненную позицию. Но одно из самых ярких и, пожалуй, самых счастливых событий в моей жизни — учеба в педагогическом училище Бугуруслана. Комсоргом в училище работала тогда Валентина Мордовская. Она и предложила мою кандидатуру в качестве делегата первого студенческого форума, который проходил в Москве в 1989 году.
Моя наставница тогда оказала мне бесценную помощь: помогла составить программу, касающуюся решения проблем студенчества, оформить соответствующие документы. На заседании «круглого стола» в горкоме комсомола, где присутствовали представители всех училищ и техникумов Бугуруслана, единодушно оценили мою работу «на отлично».
15 ноября состоялось открытие первого Всесоюзного съезда студентов в Москве. В числе восьми представителей Оренбургской области в нем принимала участие и я. Кстати, об этом писала «Бугурусланская правда».
Комсомольская работа в училище вспоминается как череда ярких и очень важных мероприятий, добрых и очень нужных дел.
А потом грянули девяностые. Я окончила педучилище, поступила в институт и начала работать в школе. Каждое лето отправлялась в загородный пионерский лагерь «Нефтяник» (сейчас «Лесная сказка») — вожатой, воспитателем. Как-то сошла на нет моя востребованность в качестве комсомольского работника. Меня более увлекала тогда педагогическая деятельность.
Еще один эпизод из юности. Однажды с подругами услышали, что при летном училище организована секция по подготовке к прыжкам с парашютом.
Записались пять девушек и 13 юношей. Решили испытать себя на прочность. Кроме авантюры, это, думаю, была еще и попытка самоутвердиться. Три месяца теории и практики под руководством опытных инструкторов Юрия Ивановича Вдовина и Петра Владимировича Кемлера — и вот первый прыжок. Перефразируя известные стихотворные строчки, скажу так: кто говорит, что это не страшно, тот ничего не знает о прыжках с парашютом. Но мы были отчаянными, энергичными, возможно, безбашенными оптимистами. И выполнили-таки норму третьего разряда по прыжкам с парашютом!
Еще помню эпопею с поездкой в лагерь «Родник», что под Новотроицком. Из самых активных и смелых студентов создали студотряд для прохождения педпрактики на базе детского летнего лагеря. Я была в числе первых. И если наши однокурсники в пришкольных лагерях отрабатывали месяц без отрыва от дома, то нас «понесло» за тридевять земель на два месяца. Причем были и воспитателями и вожатыми, меняясь через определенное время. И опытом подзарядились, и эмоциями. Вернулись уставшие, но довольные результатом работы. Кстати, денег подзаработали. Главное — не злые, не обиженные на судьбу. Это было наше время — время молодости, взлетов и падений, успехов и разочарований.
Во все времена молодое поколение — это продукт общества, семейного и государственного воспитания. Наши дети – это отражение нас, родителей, наших ценностей, приоритетов и чаяний. И, дорогие читатели, если вы встретите на своем пути юношу или девушку, которым необходим добрый совет или участие, помогите им! Расскажите о своей «боевой» молодости (связь поколений очень важна). А их личностный рост и жизненные успехи станут для вас лучшей наградой.
Алла Михайлова. Фото из личного архива автора.