С апреля краеведческий музей Бугуруслана планирует начать работу с молодыми посетителями по «Пушкинской карте». Сотрудники надеются, что эта форма позволит привлечь внимание бугурусланцев, гостей города к его истории, что поход в музей станет потребностью, желанием прикоснуться к истории одного из старейших городов оренбургского края.
В запасниках учреждения 18659 единиц хранения основных фондов.
Большой интерес у посетителей вызывают выставки оружия, нумизматики, археологии, этнографии, предметов купеческого быта.
Одним из самых знаменитых экспонатов является каменная баба, относящаяся к половецкой культуре 9-13 веков. Она привезена в музей в 1998 году из с. Брянчаниново Асекеевского района.
Кстати, похожая есть и в Оренбургском губернаторском музее. Подобные скульптуры находят в разных уголках мира, в том числе и в оренбургских степях. Всего, по имеющимся данным, их насчитывается порядка двух тысяч. Как считает главный хранитель музея Надежда Демакина, секреты каменных баб не раскрыты до конца:
— До сих пор учёные не пришли к единому мнению, чем они были для народов того времени: фигурой, относящейся к поминальному культу предков, либо предметом идолопоклонения. Археологи спорили и продолжают спорить о том, кому принадлежали эти статуи, кто их поставил и с какой целью? Каменные бабы не менее таинственны, чем загадочные идолы острова Пасхи. У кочевых племён она считалась защитницей воинов, символизировала непобедимость и бессмертие воинов, оберегала их.
Вот и жители села Брянчаниново поклонялись этой каменной бабе, которую и установили в конце одной из улиц. Каждый шёл к ней на поклон со своими просьбами. Чаще просили защитить жилища от пожаров. И, говорят, она «слышала» их, нередко помогала в сложных жизненных ситуациях.
Не без гордости музейные работники рассказывают ещё об одном уникальном экспонате, который был найден в нашем регионе в 1992 году в ходе археологических раскопок Алексеевского курганного могильника — женские височные подвески, плакированные золотой фольгой.
— Они относятся к срубной культуре бронзового века, это прекрасно сохранившийся образец древнейшего ювелирного искусства. Подвески, пришитые к головному убору у висков, были стандартным женским украшением срубной культуры, — пояснила Надежда Игнатьевна.
Экспозиции в музее периодически меняются. Например, в настоящее время уютная крестьянская изба подолгу задерживает у себя посетителей. Обращает на себя внимание большой деревянный стол с широкими скамьями. С наслаждением присаживаюсь, словно окунаясь в конец девятнадцатого века. Покой, никакой суеты…
В следующем зале представлен фарфор. Многие хозяйки знают ему цену, особенно произведённому на известных фарфоровых заводах Мейсена, Гарднера, товарищества М. С. Кузнецова…
Зал, посвящённый Великой Отечественной войне, заставляет собраться, стать строже: тут не до улыбок, всё серьёзно. Раненые молоденькие солдаты в медсанчасти в ожидании медсестрички, гармонь, которая в минуты затишья в воспоминаниях о далёких родных возвращала бойцов в мирную жизнь. Здесь же экспозиция Центрального справочного бюро, письма, которые шли мешками в Бугуруслан изо всех уголков бескрайней страны. Каждое наполнено мольбой, просьбой о помощи найти самых дорогих людей. Ком в горле, непрошеная слеза. Думаю, не у меня одной такая реакция на музейные экспонаты этой коллекции…
Фонды музея постоянно пополняются.
— Раз в квартал проводится заседание экспертной комиссии, — продолжает собеседница. — Эксперты оценивают экспонат на предмет подлинности, принимают решение о целесообразности приёма в музейный фонд, делают заключение. К сожалению, не все экспонаты, которые приносят горожане, мы можем принять. Зачастую они дороги землякам как память о родном человеке, и просто оставить без присмотра, выбросить не поднимается рука, но исторической ценности не имеют. Пытаемся объяснить причину отказа: музей не склад, мы — хранители истории.
Кстати, в музее организуются временные тематические выставки, экспонаты для которых представляют, например, коллекционеры. По завершении срока выставки их забирают.
— Наша главная задача — сохранить главные культурные ценности для грядущих поколений, — подчеркнула Надежда Демакина.
Ирина ИВАНОВА.