В редакции газеты состоялась «прямая линия» с благочинным Бугурусланского округа, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы иереем Алексием Анисимовым. Вниманию читателей – ответы священнослужителя на наиболее интересные вопросы подписчиков.
Анна:
— Какой путь нужно пройти тому, кто хочет стать священником? Можно ли стать священнослужителем, имея другую профессию?
— Среди священнослужителей много людей разных профессий. И я тому пример: поначалу не планировал быть священником, получил медицинское образование. Но когда все-таки пришел к мысли о пути в священство, заочно получил духовное образование. Будущему священнослужителю необходимо получить богословское образование в православной семинарии, академии или теологическом университете. Причем, по окончании обучения не обязательно все будут священниками — можно работать и преподавателями различных дисциплин. Но все же большая часть примет в итоге священный сан. Иногда необходима не только степень бакалавра богословия, но и магистра. В данный момент продолжаю обучение в магистратуре семинарии. Наша Оренбургская семинария специализируется на межконфессиональном диалоге — изучении взаимодействия христианства и ислама. Многие современные тенденции находят отражение и в духовном образовании: в числе дисциплин мы изучаем информационные технологии.
Александр:
— От чего зависит дата Пасхи?
— Учитываются солнечный и лунный календари. Празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи (в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи).
Оксана М.:
— С какого возраста нужно исповедовать детей?
— Дети с рождения и до 7 лет допускаются к причастию без исповеди. Но есть дети, которым нужно исповедоваться и раньше, уже в 5-6 лет — это индивидуально, и узнается в процессе общения с ребенком. Поэтому родителям нужно разговаривать с детьми об ответственности за поступки, о том, что такое совесть, что такое исповедь, раскаяние и так далее. Нужно направлять чадо в правильное русло.
Звонившая не представилась:
— Можно ли участвовать в таинстве Соборования в пост, и что это дает человеку?
— Да, можно. Это делается по желанию. Что это дает? Бывает, что у человека какая-то непонятная болезнь, немощь, суть которой порой не могут определить даже врачи. Случается, что Соборование помогает диагностировать болезнь, а кому-то — и выздороветь. В каждой болезни можно участвовать в Соборовании только единожды. А тем, у кого явных болезней нет, — раз в год как раз во время Великого поста.
Ирина Ш.:
— Родственники хотят поставить памятный знак на могиле предков, но не помнят точно, где находится могила – знают только примерное место на кладбище, где сразу несколько могил (усопшие с одинаковой фамилией). Как быть: поставить знак на свободное место на кладбище или же на одну из этих могил?
— Можно поставить крест на свободное место на кладбище, главное, чтобы не было споров и разногласий по этому поводу с другими людьми.
Раньше чаще всего на могилах ставили кресты, а сейчас памятники. Что правильнее с точки зрения православной церкви?
— На могиле христианина должен стоять крест. Неважно, из какого материала он выполнен — камень, металл или дерево. Дерево — недолговечный материал, металл — может привлечь вандалов. Камень — более дорогой материал, но он долговечен. К примеру, на кладбище Успенской церкви еще сохранились некоторые дореволюционные каменные надгробия.
Алена:
— Можно ли ставить заставку с изображением иконы на телефон, использовать наклейки с православной символикой? Или носить подвески в виде двух перекрещенных перекладин из стразов, серьги в виде креста?
— Рабочий стол на экране компьютера или телефона можно рассматривать так же, как и обычный стол — как место, на которое мы что-то кладем. Если установить на заставку икону, получится, что на лике святого будут какие-то знаки, ярлыки. С точки зрения православного благочестия это неуместно. Что касается наклеек в виде икон или креста, то их можно клеить, например, на ту поверхность телефона, которая скрыта от глаз. Чтобы об этом знал только сам человек, и это было не напоказ. Если говорить о ношении крестика… Только священник носит крест поверх облачения — такова форма одежды, своеобразный «дресс-код». А вот миряне нательный крестик должны прятать под одежду. Христианская символика ни в коем случае не должна использоваться в качестве украшения.
Алла:
— Те иконы, что продаются в церковной лавке, уже освящены?
— Да, там все иконы обязательно освящаются.
Анастасия:
— Правда ли, что во время поста нельзя начинать важных дел?
— Смотря что считать важным делом. Если говорить о вступлении в брак, то в пост такое не совершают. Все, что связано с увеселительными мероприятиями, сферой развлечений, лучше перенести. Например, празднование дней рождения. Или хотя бы постараться отметить их тихо и скромно. А обычная трудовая деятельность пусть идет как обычно, с молитвой.
Ирина:
— Какой должна быть православная семья?
— В основе семьи должна лежать христианская любовь. Она подразумевает терпеливое отношение друг к другу. Нужно уживаться с недостатками друг друга, избегать конфликтов. Ведь каждый человек — со своим характером и привычками. Если до свадьбы люди видят как бы идеализированный образ человека, то после свадьбы, в совместной жизни, в быту, супруги предстают друг перед другом такими, какие есть… Христианская основа важна и в воспитании детей: найти баланс между вседозволенностью и чрезмерной строгостью, деспотичностью. И здесь поможет Евангелие: нужно основные евангельские принципы применять в семье. Хорошо написано об этом в «Домострое» протопопа Сильвестра (XVI век).
Нина Григорьевна:
— В последнее время иногда наблюдаю, бывая на похоронах, что покойники лежат в гробах с открытыми ртами и глазами. И их в таком виде хоронят! Как православная церковь относится к такому? Допустимо ли это?
— Такое встречается, но редко… К телу покойного нужно относиться уважительно, благоговейно, ведь оно когда-то было вместилищем его души. Я вырос в селе и помню, как у нас готовили покойных: обмывали, и пока не наступило окоченение, подвязывали челюсть, закрывали глаза.
Звонившая не представилась:
— День памяти покойного мужа приходится на Пасху. Как быть?
— Перенести на Радоницу. Ведь даже отпевание на Пасху совершается пасхальным чином — с радостным, торжественным пением.
— Если металлический крест на могиле покойного родственника шатается, нужно ли его менять или можно укрепить? Куда деть фото с креста, которое пришло в негодность?
— Крест, который шатается, можно укрепить, например, забетонировать основание. А фото с креста прикопать в землю рядом с могилой.
Наталья:
— Хочется обратить внимание на культуру посещения кладбищ. Нужно ли нести на могилки усопших конфеты, печенье и другую пищу? Это православный обряд или это языческая традиция?
— Это отголоски языческих тризн, во время которых поминовение усопшего осуществлялось на месте захоронения. Такое распространено и сейчас: люди собираются и вкушают пищу у могил, иногда и спиртные напитки распивают… Все это от невежества. Пользы в этом нет. Только кладбища замусориваются – на могилы слетаются птицы, приходят собаки. Покойному ничего материального не нужно. О душе нужно молиться! И следует помнить, что у православных поминовение усопших происходит дома. Пользуясь случаем, призываю прихожан к соблюдению чистоты при посещении кладбищ: складировать мусор в специально отведенных местах, а не на чужих могилах, бросая где придется! Ведь у православного христианина порядок не только в душе, но и вокруг.
Екатерина:
— Супруг, крещеный в раннем детстве, сейчас отрицает христианство, утверждает «что нужно возрождать язычество, что христианство – религия для рабов». Стоит ли вступать с ним в дискуссии и можно ли за него молиться?
— Родным молиться за него можно и дома, и в храме. Но поскольку такой человек сам отошел от церкви и отринул веру, приношение на литургию за таких людей не подается.
— Как вы относитесь к порче, сглазу, и может ли навредить проклятие, сказанное в сердцах?
— Те, кто осуществляет колдовские действия, являются проводниками нечистой силы. Они могут навредить, но не всем – только тем, кто беззащитен духовно, у кого нет внутреннего диалога с Богом. А тому, кто соблюдает заповеди, молится, посещает храм, исповедуется, причащается, не стоит опасаться. Если человек исполняет волю Божью, то ему никакое проклятие не навредит.
Алексей:
— Можно ли слушать или повторять про себя молитвы, занимаясь другими делами?
— Отдельные молитвы произносить можно, в том числе и за работой. Но если вы совершаете молитвенное правило, другими делами в это время заниматься нельзя.
Алла:
— Что делать с прошлогодней вербой, когда меняешь ее на свежую в Вербное воскресенье?
— Вообще освященную вербу не нужно хранить в больших количествах — трех веточек вполне достаточно. Ее ставят там, где иконы. Старую вербу нужно сжечь, но не всем удобно это сделать дома, а потому советую прихожанам принести ее к нам — у нас есть для этого специально приспособленная печь.
— Как православному бороться с унынием?
— Как сказано в старинной поговорке, «терпенье и труд все перетрут». Уныние — это грех, который характерен для нашего времени, когда с развитием технологий у человека появляется очень много свободного времени. Молодежь, например, зависима от телефонов, цифровых устройств, и без них не знают, чем себя занять. Уныние развивается об безделья! Здесь нужно вспомнить опыт монахов в монастырях, у которых помимо молитв есть и определенное послушание. Так что рецепт от уныния – сочетание молитвы и физического труда.
Анна Петровна:
— Переживаю, что редко бываю на могиле своих родственников. Насколько это важно?
— Важно только с точки зрения содержания мест захоронения в чистоте — по возможности нужно это делать. А душа усопшего уже переселилась в мир иной, и ей не важно, в какой точке пространства мы находимся, когда поминаем ее.
Лидия:
— Какие службы можно заказать в храме?
— Проскомидии о здравии и упокоении, обедни, панихиды по усопшим, различные виды молебнов (например, о даровании детей, помощи в учебе, о предстоящем хирургическом действии, и многие другие). В связи с тем, что 2024 год объявлен годом Семьи, в храмах совершаются молебны о создании семьи.
Елена:
— Что можно считать символом православной Пасхи?
— Главный символ — красное яйцо. Стоит напомнить, как он возник. К римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина, чтобы возвестить о великом чуде — воскресении Христа. Мария была бедна, но с пустыми руками к императору приходить было нельзя, и она поднесла императору скромный дар -—куриное яйцо. Тиберий принял его, но не поверил словам Марии, сказав, что человеку также невозможно воскреснуть, как невозможно белому яйцу стать красным. И тут же яйцо в его руках стало красным! С тех пор красное яйцо стало символом Христова Воскресенья.
На «прямой линии» «дежурила» Юлия Шунцева.