Не костюм, а произведение искусства

В Бугуруслане и Бугурусланском районе живут немало представителей мордовского народа. Мордва — народ шумный, весёлый, яркий. Эти черты характера проявляются и в национальной одежде, которую семьи передают из поколения в поколение. Меня заинтересовало, как одевались мордовские красавицы, какие секреты есть в их одежде и как отражается история народа в национальном костюме?

Настоящий мордовский костюм — целое произведение искусства! Он состоит из разных элементов одежды, уникально декорирован и украшен.

Мордовский костюм отличается богатством красок, особенно женский. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц.

Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Для торжественных случаев она была более утончённой: её шили изо льна. Крой одежды был свободный, прямой или трапециевидный.

В мордовских сёлах Бугурусланского района традиционный костюм носили до 20-40 годов XX века. Он состоял из рубахи, распашной одежды, головных уборов, набедренных и нагрудных украшений.

Повседневная и парадная одежда

Сотрудники музея села Кирюшкино, где мы побывали с дочкой Настей, рассказали о традициях, обычаях и особенностях женского национального костюма. Это село — одно из старейших мордовских сёл Оренбуржья. Оно образовано в 1754 году и известно далеко за пределами области. Прежде всего тем, что здесь хранят народные традиции.

— Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянскую рубаху (панар, паля, покай) шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и соединённых по продольной нитке, — рассказала заведующая выставочным залом Татьяна Бобровская. — Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Вышивка, которая была главным украшением одежды, окаймляла ворот, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами на спине и груди. По праздникам поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху. Поверх неё — нагрудные и поясные украшения.

Покай известен как верхняя парадная одежда. Её надевали по торжественным дням поверх нижней рубахи. Девушка надевала его с наступлением совершеннолетия, когда впервые шла на девичий праздник Тейтерень пивань кудо (Девичий пивной дом). Девушку наряжала одна из родственниц, которая впоследствии должна была надевать на неё свадебный наряд. Вероятно, в прошлом обряд одевания такого костюма имел символическое значение, как посвящение в старшую возрастную группу. Появление в обществе девушки в покае было знаком, информирующим окружающих о том, что приданое собрано, и она готова принять сватов.

Покай передавали по наследству. Его отличала богатейшая вышивка — плотная, орнаментально очень сложная, покрывающая рукава, грудь и подол сверху вниз до пяти рядов, по спине и бокам, она широкой полосой проходила спереди. В вышивке преобладали красные, черные и синие цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Она была выполнена специальными швами геометрическим орнаментом: эрзянская звездочка, мордовский полукрест, шитье в ёлочку, косая стежка, набор.

Богатый арсенал технических приёмов делал поверхность вышивки рельефной, где немаловажную роль играл светотеневой эффект. Узоры вышивок окаймляли вырез горловины, низ рубахи и рукавов, разрезы и швы — все те места, через которые могли проникнуть злые силы. Вышивка являлась своеобразным оберегом и должна была обеспечить магическое содействие духов, предохранить хозяйку от грядущих бед.

Ценно то, что в узоре впервые проявилось «пространство мира», визуализированное белым фоном холста. Белый цвет являлся знаком очень высоких моральных требований этнокультуры (чистота, святость, сдержанность, невинность).

Красный цвет — якстере, один из самых распространённых и любимых у мордвы. Он обладал множеством символических смыслов. Обозначал любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

Головной убор

Как и у других народов, у эрзи различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, паця коня, пря сюкс). Налобная повязка могла быть и мягкой.

У эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную шапочку — пехтим. Её очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У эрзи был распространен венец-шапочка из монет и раковин-каури.

Эрзянки носили высокие головные уборы. Их мастерили из холста на твёрдой основе — с длинной, спускавшейся на спину лопастью, вышитой и украшенной блёстками.

Головные уборы (прявельтявкс — дословно «то, что покрывает голову») меняли при замужестве. По ним можно было определить семейное положение женщины и определить её достаток. Девушки оставляли косу, которая струилась по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы и спрятаны под головной убор.

Кокол паця (красный платок на твердой высокой основе) украшен бисерной лентой и является переходным типом убора. Его носили женщины в первый год замужества.

Сорока (сорука) — это сплюснутый убор с широким хвостом, который опускался по затылку. Он надевался замужней женщиной. Сороки были сделаны по разному: одни с более низкой посадкой, сплющенные, другие с середины, более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блёстками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами.

Старинный женский головной убор — панго (панга). Он отражал возраст, семейное и социальное положение женщины. Его украшали вышивкой, лентами, кружевами, блёстками. У эрзянок панго был высоким и имел форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. Каркасом для панго служила кора дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом с вышивкой.

Набедренник

Набедренник — пулай (пулакш) — украшали рядами плотной вышивки, обрамляли подвесками из кисточек и раковин каури, нашивками рядов бисера. Сверху вышитый передник мог покрываться фабричным кумачом и расшиваться рядами позумента, бисера, кисточек, жетонов. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности носителя. Носили набедренники поверх рубахи.

К одному из видов несшитой поясной одежды относится набедренник — пулокаркс. Он представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, раковинами, позументом, в чередовании с металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шёлка.

Обязательной частью женского костюма был пояс — вигенесэ каркс, паро каркс, дразнимка каркс, руця лангонь каркс. Обычно концы поясов завершались кисточками (цёкт), отделанными бисером, блёстками, подвесками из бус, пуговиц.

Своеобразное украшение — небольшой кармашек лакомкник из разноцветных лоскутков или вышитых фрагментов старой одежды.

Лакомники — это небольшие нарядные мешочки, наружные карманы. Они служили дополнением к костюму девушки или молодой женщины. Карман могли носить поверх сарафана, он крепился к пояску, завязанному на талии.

Неотъемлемой частью женского костюма был передник с грудкой и без: нарядные для гуляний и церкви. Цвет и отделка менялись с возрастом женщины.

Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного). Передники молодых обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, вышивкой, на передниках пожилых женщин отделка была более скромной или её совсем не было.

Нагрудное украшение

Мордовский костюм невозможно представить без разного рода украшений. Их — великое множество! Это и медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев птиц: сойки, утки, пуха гуся.

Особое место среди украшений мордвы занимали бусы, бисерные воротники и сюлгамы (от слова «сёлгома», что значит закрывать). Это украшение носили на груди, «закрывая» её от болезней и злых духов. Оно делает яркий акцент в костюме, с помощью которого скрепляли глубокий вырез рубахи. Эрзянская сюлгама изготавливалась из толстой медной проволоки, изогнутой в форме овала с незамкнутыми расплющенными концами, со вставками из красных или чёрных стеклянных бус. Вручалось украшение девочкам одновременно при обряде надевания пулая в 13-14 лет.

Сюлгама пожилых женщин представляла небольшое несомкнутое кольцо из медной проволоки с подвижной булавкой. У молодых женщин сюлгама была больших размеров. Она украшалась насечками, глазками из цветного стекла, имела подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера, чередующихся с металлическими жетонами и пуговицами.

Обувь

Традиционной обувью мордвы были лапти — карть — из липового или вязового лыка. Для них характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Лычки нарезались очень узкими, что определяло красоту и высокую прочность лаптей. Поэтому ценились выше, чем лапти других народов. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.

Лапти носили и в будни, и в праздники. Рабочие лапти плели из пяти, а праздничные — из семи и даже десяти лык.

Лапти-пятиреки были однопяточные — то есть имели один угол в середине задника. Двупяточные лапти были из семи и более лык и имели толстый рант из кручёного лыка, концы которого образовывали две петли для обор.

С лаптями на ноги накручивали белые портянки пракстат из толстого неотбеленного холста, сверху обмотанные узкими полосами белой ткани пильге петькст. Повсеместно были распространены сапоги — кемть, кямот — со сборами в нижней части и острыми носками. Самыми нарядными считались сапоги «со скрипом», на каблуках. Состоятельные сельчане носили сапоги из сафьяна или сапоги из козлиной кожи.

Светлана ПЕТРЯЕВА.

Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.