Об итогах и перспективах развития

С 2020 года вектором среднесрочного планирования для образовательных организаций города выступали указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». На их основании определялись цели, задачи и показатели развития системы образования МО «город Бугуруслан».

2020-2021 учебный год был для нас особенным — хотя мы и начали его в очном формате, но с совершенно иными подходами к соблюдению противоэпидемиологических мероприятий. Образовательным организациям удалось выстроить систему взаимодействия с педагогами, родителями и детьми, сделать акцент на постоянную связь с каждой семьёй с использованием всех возможностей: телефонная связь, мессенджеры, социальные сети. В целях обеспечения реализации образовательных программ для обучающихся, не имеющих доступа к сети Интернет и сотовой связи, педагогами города в 2020 году для ОРТ «Планета» и «Цифровой школы Оренбуржья» разработано 263 видеоурока и 18 видеоконсультаций по подготовке выпускников к ГИА.

Наша система образования становится более гибкой и мобильной. Использование новых технологий и методик сегодня уже не просто новаторство, это необходимость. А выявление и поддержка талантливых детей, возможность личностной самореализации каждого ребёнка — это фундамент мотивации обучающегося и развития образовательной организации.

В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» происходит трансформация современного образования: оснащение школ компьютерной и мультимедийной техникой, качественное обновление школьных сетей, создание современных образовательных платформ. Так, созданная на базе лицея №1, СОШ №3, ООШ №5 цифровая образовательная среда максимально задействована не только в урочное время, но и активно используется для организации кружковой работы технической направленности во внеурочной деятельности.

В сфере общего образования города сегодня работают 312 педагогических работников, из них 29 молодых специалистов со стажем работы до 3 лет. Обеспечение достойного уровня заработной платы педагогических работников — один из приоритетов региональной политики. В целом мы констатируем выполнение показателей по заработной плате всех категорий педагогических работников в соответствии с указами Президента страны. В образовательных организациях города Бугуруслана средняя заработная плата по сравнению с 2020 годом повысилась в 2021 году у учителей на 10,8 процента и составила 35459 рублей, у педагогов дополнительного образования на 5,6 процента — 34110 рублей. У воспитателей ДОУ средняя заработная плата составляет 27834 рубля. Для привлечения в отрасль молодых специалистов реализуется федеральная программа «Земский учитель». В 2020 году по данной программе в СОШ №3 был трудоустроен учитель химии.

Возрастает роль классного руководителя. По решению Президента РФ с 1 сентября 2020 года все учителя, осуществляющие функцию классного руководителя (это 232 педагога), стали получать дополнительную надбавку в 5 тыс. рублей. В новом учебном году во всех образовательных организациях города будут внедрены рабочие программы воспитания, начнётся реализация и федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан России».

Обеспеченность школьников горячим питанием составляет 99 процентов. С 1 сентября 2020 года все обучающиеся начальной школы были обеспечены горячим питанием в соответствии со сменностью (в первую смену — завтраки, во вторую — обеды). С 1 января 2021 года двухразовое питание предоставляется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ, находящиеся на домашнем обучении, получают компенсацию. 21 ребёнок с особыми пищевыми потребностями получает школьное питание по специальному меню. Финансирование в сумме 35804,5 тысячи рублей запланировано на организацию питания в 2021 году.

Министерство просвещения РФ с января 2021 года ввело мотивирующий мониторинг для регионов, который оценивает вклад каждого субъекта в реализацию национальных целей в части образования. Наша задача — выстраивать управление образовательными организациями таким образом, чтобы подтвердить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения социальным, профессиональным и личностным запросам потребителей, эффективно оценить состояние муниципальной системы образования и динамики её развития. Участие наших школьников в оценочных процедурах (это проверочные работы регионального, муниципального, школьного уровней; государственная итоговая аттестация; всероссийские проверочные работы) подтверждает хороший уровень качества знаний.

По результатам ЕГЭ в 2021 году средний балл по профильной математике, русскому языку, физике, химии, биологии выше средних показателей по региону; по истории, обществознанию — на уровне среднего балла по области. Пятеро выпускников выполнили ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и химии на 100 баллов. 27 результатов — от 95 баллов до 100. 38 выпускников 11 класса окончили школу с медалью «За особые успехи в учении». Все 100 процентов выпускников (165 человек) получили аттестаты о среднем общем образовании. 56 выпускников 9 класса получили аттестат особого образца.

Ведущую роль в развитии детской одарённости и в формировании индивидуальных личностных траекторий играет дополнительное образование. Для расширения доступности бесплатных услуг внедряется Навигатор дополнительного образования детей — интернет-портал, дающий возможность ознакомиться с информацией о дополнительных общеобразовательных программах, действующих на территории области, города, выбрать творческое объединение в соответствии с интересами, потребностями и возможностями ребёнка. В декабре 2020 года в муниципальный сегмент Навигатора было выгружено 100 процентов дополнительных общеразвивающих образовательных программ учреждений дополнительного образования, продолжается работа по выгрузке дополнительных программ общеобразовательных и дошкольных организаций.

Реализуя проект «Успех каждого ребёнка», мы предоставляем возможность детям найти себя, раскрыть таланты, выбрать впоследствии соответствующую профессию, сферу деятельности. Показателем эффективности работы с одарёнными детьми являются достижения наших школьников во всероссийской предметной олимпиаде (лучшие результаты у обучающихся гимназии №1, лицея №1, школы №3). Последние четыре года наши школьники входят в состав сборной команды от области на заключительном этапе и получают дипломы победителей и призёров. Третий год школы пользуются ресурсом: онлайн-уроки цикла «Проектория». Он направлен на раннюю профориентацию учащихся с начальной школы. Восьми-девятиклассники СОШ №3 принимают активное участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы», в этом учебном году заняли 1 место и вошли в состав сборной Оренбургской области. Перспективным является проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее». Новым направлением в профориентационной работе с подростками стало участие бугурусланских школьников во всероссийском конкурсе «Большая перемена» — проекте президентской платформы «Россия — страна возможностей». В финальных мероприятиях конкурса приняли участие ученицы СОШ №2 А. Кочеткова и СОШ №3
А. Гофман. Теперь они продолжают свою деятельность в движении «Большая перемена» в качестве координаторов местного отделения, делятся опытом участия в конкурсе.

Динамичное развитие системы образования, успехи учеников — результат профессионализма педагогов. На заключительном этапе XIV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в номинации «Гуманитарное направление» победителем стала А. А. Шнайдер, учитель ООШ №5. В I открытом региональном фестивале педагогических идей и инноваций «Оренфест» пятеро наших педагогов стали победителями и призёрами в различных номинациях. В финал областного этапа конкурса «Учитель Оренбуржья» в 2021 году вышли сразу два бугурусланских педагога: О. В. Пятаева, СОШ №3 (заняла 2 место),
Е. О. Хуснуллина, гимназия №1 (вошла в пятёрку лучших учителей области). Е. В. Вишнякова стала победителем конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями Оренбургской области.

Несмотря на трудности обучения в период пандемии, система образования города выполнила свои обязательства в рамках реализации национального проекта «Образование» на 2020 и первое полугодие 2021 года. Все ключевые показатели достигнуты. Основным направлением работы в 2021-2022 учебном году, кроме выполнения задач национального проекта, является осуществление всех планов по повышению качества образования. Уверен, наши педагоги, обладающие профессиональным мастерством, открытые инновациям, внимательные и восприимчивые к интересам каждого ребёнка, смогут в полной мере решить поставленные перед образованием задачи.

Геннадий Отдушкин,

начальник управления

образованием МО «город Бугуруслан».