Оптимизировать и упрощать

Инновации. Цифровизация в действии

В Бугуруслане успешно внедряются современные технологии. Как уже сообщалось, заместитель главы городской администрации по экономике отмечен в числе лидеров цифровой трансформации Оренбуржья. В беседе с корреспондентом газеты Алексей Муравьев рассказал, как муниципалитет пришёл к такому успеху и куда предстоит двигаться…

— Алексей Анатольевич, что такое рейтинг руководителей цифровой трансформации и как он подсчитывается?

— Рейтинг лидеров цифровой трансформации действует уже 3 года. Он отражает реальный уровень оказываемых муниципальных услуг и включает в себя количественные показатели по различным направлениям жизнедеятельности города. В рейтинге учитывается вовлечённость населения в получение услуг в электронной форме, работа на портале государственных услуг, платформах обратной связи, системе электронного документооборота, подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики и другие критерии. Всего рейтинг включает 9 показателей.

В решении проблем и задач, которые отражают показатели рейтинга, задействованы многие отделы, структурные подразделения городской администрации. Я как руководитель цифровой трансформации отвечаю за данное направление, управление экономики выступает в качестве координатора. Активны управление городского хозяйства, управление образованием, отдел культуры, КФиС, отделы архитектуры, градостроительства и строительной политики, промышленности, транспорта и энергетики, КУИ и другие.

Рейтинг подсчитывается ежемесячно. Мы неоднократно становились лидерами в течение 2024 года. В связи с появлением новых задач показатели рейтинга менялись, необходимо было быстро реагировать на все изменения. Через рейтинг правительство области стимулирует муниципалитеты к развитию и контролирует процесс по данному направлению. Показателям цифровой трансформации посвящены регулярные совещания с областным минцифры.

Глава города Дмитрий Сергеевич Дьяченко поставил задачу — войти в тройку лидеров как минимум. По итогам 2024 года среди городов Оренбургской области мы первые, но в целом среди всех 42 муниципальных образований заняли второе место, уступив лидеру, Илекскому району, всего 0,2 балла. Это дополнительный стимул для нашей команды в 2025 году побороться за первое место в рейтинге среди всех муниципальных образований Оренбургской области.

Почему это важно? Мы живём в век цифровых технологий и искусственного интеллекта, и жители муниципалитета должны получать максимум социально значимых услуг, используя компьютер или смартфон, не выходя из дома.

Помните относительно недавнее прошлое: чтобы обратиться в Росреестр, нужно было идти в учреждение с целым пакетом документов, занимать очередь и дожидаться очного приёма? Теперь существуют многофункциональные центры, где действует сервис «Мои документы», оказывающий по принципу «единого окна» целый комплекс услуг.

Сейчас мы идём дальше. В нашем муниципалитете уже 39 муниципальных услуг можно получить в электронном виде.

— Какие услуги самые востребованные?

— Например, подать заявление на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских дошкольных учреждениях. Апробация была ещё в 2023 году, а в 2024 услуга в электронном виде уже была внедрена. Я сам тестировал услугу, прошёл весь путь как пользователь. Были нюансы, которые доработали, и теперь ею активно пользуются бугурусланцы (за прошлый год — более 1000 человек).

Востребованы и другие услуги, связанные с образованием. Чтобы записать ребёнка в детский сад, никуда ходить не нужно. То же касается и записи в школу: услугой в прошлом году воспользовались более 800 человек. Удалённо записаться можно и на программы дополнительного образования.

Популярны услуги по предоставлению или аннулированию адреса объекта, принятию на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласованию проведения переустройства или перепланировки квартир…

Работают и различные электронные системы данных. Например, реестр муниципального имущества. Эту работу ведёт КУИ. Реестр призван систематизировать информацию о муниципальном имуществе, упростить начисление платежей за пользование им.

Специалисты отдела архитектуры, градостроительства и строительной политики работают в государственной информационной системе «Обеспечение градостроительной деятельности». Там аккумулируется информация по генплану, границам муниципалитета, территориальным зонам планирования, землеустройству. Любой гражданин может воспользоваться этой системой и посмотреть необходимые ему данные.

Управление городского хозяйства задействовано в размещении кадастровых номеров строений в государственной адресной системе. За короткое время удалось наполнить эту систему всеми необходимыми данными.

Одно из важных достижений – регистрация городского транспорта в Региональной навигационно-информационной системе Оренбургской области. Это – результат эффективной работы специалистов отдела промышленности, транспорта и энергетики. Для пассажира это очень удобно – теперь в приложении ЯндексGO в режиме реального времени можно отслеживать движение городского пассажирского транспорта, расписание любого автобуса. Нажав на значок автобусной остановки, можно увидеть, какие автобусы и в какое время к ней прибудут. Нет нужды подолгу караулить транспорт. Такой сервис работает во всех крупных городах, теперь прогресс пришёл и в наш маленький город. Эту работу мы провели одними из первых в Оренбургской области. Стоит отметить, что выполнена задача регистрации в этой системе не только муниципальных автобусов, но и частных перевозчиков.

— Но есть же категория людей, которые пока ещё с компьютером «на вы»…

— Этот фактор мы тоже учли. В МФЦ создан сектор пользовательского сопровождения. Получатель муниципальной услуги может воспользоваться гостевым компьютером и в сопровождении оператора пройти все шаги, необходимые для получения услуги. И в следующий раз ему, возможно, не придётся никуда ехать — он сможет всё сделать сам.

Цифровые технологии помогают ускорить получение муниципальных услуг, сделать их доступными. Чем меньше усилий человек прилагает для их получения – тем лучше. Один из важнейших критериев рейтинга и одновременно направление цифровой трансформации – количество услуг, оказываемых в электронном виде. Этот показатель должен стремиться к 100 процентам. С каждым годом число социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, растёт. Поставлена задача так упростить оказание услуги, чтобы человек предпочитал именно электронный вариант. Наш показатель сейчас – 99 процентов.

— Какую роль в цифровой трансформации играет система обратной связи с населением?

— Мы работаем с порталом государственных и муниципальных услуг. Там любой человек может задать вопрос администрации, подать жалобу. И профильный отдел администрации должен дать оперативный ответ – как исправить или устранить озвученную проблему или назвать конкретные сроки и пути её решения. Большинство вопросов, как правило, связаны со сферой благоустройства и ЖКХ.

В этой системе пользователь может поставить оценку работнику муниципалитета в зависимости от того, насколько удовлетворён его работой. Оценки бывают разные, стараемся, конечно, чтобы они были удовлетворительные.

— Как перестроилась внутренняя работа подразделений администрации с приходом цифровых технологий?

— Сейчас вся переписка, всё взаимодействие и документооборот не только между отделами администрации, но и с министерствами и ведомствами ведётся электронно. Внедрена АСЭД (автоматизированная система электронных данных).

От бумаги мы практически отказались. Это экономия затрат на бумагу, заправку картриджей, обслуживание компьютерной техники. Рациональное зерно этой системы не только в отказе от бумажного носителя, а прежде всего в увеличении скорости обмена информацией, повышении эффективности межведомственного взаимодействия. По работе в АСЭД мы тоже в лидерах.

— Какие новые направления цифровой трансформации муниципалитета появились?

— Это направление касается вовлечения детей в мир современных технологий. Бугурусланские ребята осваивают робототехнику, участвуют в олимпиадах по информатике.

Активно развивается спортивное программирование – перспективная дисциплина на стыке спорта и образования. Ребята участвуют в соревнованиях по программированию беспилотных авиационных систем, робототехнике как на муниципальном уровне, так и на областном. Это новое направление в городе начали осваивать со второго полугодия прошлого года. Его ведут совместно городское управление образованием и КФиС. Появились тренеры по спортивному программированию. Готовим и судей для соревнований.

— Дальнейшие планы и задачи муниципалитета в сфере цифровизации?

— Актуальная задача – информационная безопасность. Это и защита информации в условиях внешних вызовов, и применение отечественного программного обеспечения и оборудования.

Подготовка квалифицированных кадров в этом направлении – важная задача, и начинать её реализовывать необходимо как можно раньше. А потому продолжится работа со школьниками, в том числе в области спортивного программирования.

По-прежнему во главу угла поставлена цель увеличения количества муниципальных услуг в электронном виде — стремление к обеспечению 100-процентного показателя.

Правительство области обещало простимулировать лидирующие муниципалитеты. Надеемся, что благодаря слаженной работе подразделений городской администрации бюджет пополнится дополнительными средствами, которые будут направлены на развитие данного направления.

Беседовала Юлия Шунцева.

Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.