Для уроженца Бугуруслана Владислава Стряпчева уходящий год запомнится тем, что он смог грамотно и профессионально принять решение в сложной ситуации.
В ноябре Superjet 100 (RA-89041) выполнял вечерний рейс из Санкт-Петербурга в Москву (аэропорт Внуково).
После вылета из Пулково на высоте 9400 метров на дисплее предупреждений EWD в кабине пилотов высветилось сообщение об отказе системы автоматического управления полетом. Экипаж согласовал с диспетчерами снижение до 8500 метров. Однако затем отказала одна из трех инерциальных систем, данные которых поступают в систему самолетовождения, вычисляющую точность местоположения и путевой скорости.
Командир воздушного судна Владислав Стряпчев, учитывая неблагоприятную метеобстановку в Москве, принял решение вернуться в аэропорт вылета. Заход на посадку в Пулково осуществлялся с помощью векторения (по «подсказке» авиадиспетчеров). Но за 46 км до взлетно-посадочной полосы, на высоте 2700 метров, отказали другие две инерциальные системы. Дистанционное управление стало невозможным, экипаж перешел на ручной режим (Direct Mode).
Командир и второй пилот Елизавета Ковганова сразу же доложили авиадиспетчерам об отказе навигационной системы и объявили сигнал срочности. Метеоусловия позволили продолжить заход визуально. Через восемь минут Superjet совершил благополучную посадку. Никто из 72 пассажиров и пяти членов экипажа не пострадал.
Авиакомпания отстранила борт от полетов для проведения работ по поиску и устранению неисправностей и спустя четыре часа отправила пассажиров на другом Superjet 100.
Росавиация квалифицировала это событие как авиационный инцидент и расследовала его. Действия командира экипажа воздушного судна признаны верными.
Мы пообщались с Владиславом по телефону. Вот что он рассказал:
— Когда отказал автопилот и автомат тяги, я принял решение вернуться в Пулково, так как погода в Москве была очень неблагоприятная: сильный штормовой ветер. Особого волнения не было. Я знал, что в Питере погода хорошая, и без автоматики спокойно выполню посадку. Когда же в процессе снижения самолет перешел в direct mode (минимальный режим) и полностью отказали основные пилотажно-навигационные системы, осознал серьезность ситуации. Но в то же время понял, что необходимо максимально собраться. Тем более, что подобные ситуации полгода отрабатываем на тренажере. Это был третий рейс за день, почти 10 рабочих часов. Да и в предыдущий день столько же. Но на мне лежала большая ответственность за пассажиров и за остальных членов экипажа. Поэтому после остановки самолета была такая радость, что все получилось, я справился.
Владислав Стряпчев — выпускник Бугурусланского летного училища 2017 года. С 2018 года работает в Москве, в данный момент (с 2022 года) — командир экипажа самолета Superjet 100 (RA-89041) авиакомпании «Россия». Общий налет – 3000 часов. Жена Владислава Александра тоже выпускница БЛУГА, работает в той же компании. Александра Эдуардовна — второй пилот.
Светлана Рыжкова. Фото: Авиакомпания «Россия».