Сергей Олейник: как экс-директор добился, чтобы его школа была узнаваема не только в Бугуруслане, но за его пределами

Минувший год для школы им. М. И. Калинина Бугуруслана был юбилейным. Ей исполнилось сто лет! По этому случаю в школе состоялся День открытых дверей. Одним из почетных гостей был С. С. Олейник, в недавнем прошлом директор школы. На встрече с десятиклассниками Сергей Степанович поделился воспоминаниями о работе, занятными историями из практики.

— Сергей Степанович, какими качествами необходимо обладать директору школы?

— Секрет, наверное, в постоянном движении и.., возможно, в наличии авантюризма. Я постоянно старался привнести в школу что-то новое, чтобы работал педагогический коллектив, работали дети, зарождались новые традиции. Важно не допускать стагнации коллектива. Это самое страшное! Поэтому в организацию и учебного процесса, и досуга регулярно «встраивался» какой-то праздник. Допустим, праздник русского валенка, «Зимние забавы».

А еще мы открыли юридический класс под патронатом следственного управления следственного комитета по Оренбургской области. Инициатором был наш выпускник Анатолий Юрьевич Уханов. Даже провели состязания по биатлону на призы начальника управления следственного комитета. В них приняли участие все школы города.

Подобные командообразующие мероприятия, постоянная работа, в том числе и с родителями учащихся, позволили поднять престиж школы.

— Какие цели ставили перед собой, вступив в должность?

— Сначала надо было изучить школу, ее традиции. А затем, действительно, поставил высокие цели: школа должна стать одной из лучших в Бугуруслане, узнаваемой. Сейчас у школы свой бренд — «Калинка».

Нужно было совершенствовать материальную базу, учебно-методическое сопровождение. А еще очень хотелось, чтобы при школе был плавательный бассейн. К сожалению, реализовать эту идею мне так и не удалось…

— Что скажете о современной «Калинке»?

— «Калинка» мне очень дорога! За 26 лет 8 месяцев и 18 дней, которые руководил ею, реализовано много задач. У школы свой почерк, свой стиль работы. Она узнаваема не только в Бугуруслане, но и за пределами города. Без ложной скромности скажу, куда бы ни приезжал, стоило только сказать, что ты из «Калинки», в ответ: «О, понятно, знаю».

— Каким видите будущее школы?

— Этот вопрос уже не ко мне… Рассчитываю, что тот потенциал, который был создан за много лет, и дальше будет реализоваться и наращиваться. Главное, чтобы у детей и их родителей было желание учиться в этой школе.

— У Вас есть секрет, как находить общий язык и с учителями, и учениками?

— Конечно! Он — в индивидуальной работе с каждым ребенком и с каждым учителем. И в каждом увидеть личность, понять ее, на этом и строить отношения.

— В Вашей педагогической практике были курьезные случаи?

— Много чего происходило. Однажды посетил урок в первом классе. Расставаясь, сказал: «Ребята, мне не понравилось, ведете себя не как ученики, а как детсадовцы». И тут дорогу мне преграждает первоклассник и заявляет: «Думаешь, ты нам понравился?»

— А какую школу заканчивали Вы?

— Я учился в Баландинской школе Асекеевского района. В аттестате одна четверка — по иностранному языку. Он мне давался тяжело.

— Много ли Ваших учеников выбрали профессию учителя?

— Не много, но есть. Некоторые вернулись в родную школу в новом качестве — в роли учителя.

— Как Вы относитесь к ЕГЭ?

— С одной стороны, это очень удобно. Каждый выпускник имеет равные стартовые условия для поступления, скажем, в престижные московские, питерские вузы. А с другой стороны… Чтобы подготовиться к ЕГЭ, недостаточно того объема, который дается на базовом школьном уровне.

— Как Вы думаете, введение школьной формы повысит успеваемость в школе или это просто уравнительный момент для детей?

— Мы живем в разных условиях, поэтому всегда выступал за единую форму. И это действительно влияет и на успеваемость.

— Каков Ваш жизненный девиз?

— В начале жизненного пути мне мама говорила: «В цирке медведя учат ездить на велосипеде, и он обучаем. Ты— человек. Что бы у тебя ни происходило в судьбе, ты должен всегда улыбаться, никому не интересно смотреть на твою кислую мину». Поэтому у меня девиз такой: «Я все смогу, я все сумею, с улыбкой все преодолею».

— А педагогическое кредо?

— Школа — это большая семья. Главное — создать атмосферу тепла и добра, чтобы дети стремились в школу, зная, что их там ждут, любят, понимают, воспринимают такими, какие они есть.

Благодаря творческой работе коллектива в союзе с родителями, которые всегда оказывали мне большую поддержку и помощь, была создана вот такая атмосфера. И когда родителей спрашивали: «Куда ты отдашь ребенка?», отвечали: «В «Калинку» к Олейнику». Было приятно, и я понимал, что с коллегами выбрали верное направление. Потому что школа — это не здание и оборудование, школа — это духовная атмосфера, тепло общения, взаимопонимание, благодаря которым ребенок чувствует себя комфортно. Чтобы достичь этого, очень много учился, ездил по стране, на это и педагогический коллектив настраивал. Важно, чтобы каждый ученик не только знания получил, но и развил свои творческие способности.

Беседовали Алиса Долженкова и Роман Булавин.