Магистраль Победы

Далёкое-близкое. Как строился газопровод Бугуруслан — Куйбышев

Иван КОННОВ

26 июля 1937 года на окраине Бугуруслана началось освоение нового месторождения, названного вторым Баку. Это поистине историческое событие, на много лет определившее индустриальное лицо Оренбуржья. В годы Великой Отечественной войны в области было добыто около миллиона тонн ценнейшего сырья, что явилось весомым вкладом в Победу.

На голодном топливном пайке

В военное лихолетье Бугуруслан поставлял стране не только нефть, но и газ. Именно в этом небольшом городке (тогда в нём проживало около 20 тысяч человек) было положено начало созданию газотранспортной системы страны. 

В военное время второй, запасной столицей Советского Союза стал Куйбышев. Сюда в октябре 1941 года началось перемещение части партийных и государственных органов, дипмиссий, партийных и советских руководителей, деятелей культуры. В короткие сроки был построен «бункер Сталина», подземный 12-этажный центр управления страной — на случай, если падёт Москва.

7 ноября в Куйбышеве одновременно со знаменитым московским состоялся военный парад. Принимал его член ГКО маршал Советского Союза Климент Ворошилов. 

В город на Волге было эвакуировано 40 крупных предприятий, которые сразу же стали работать на оборону. Для их нормального функционирования требовались уголь, нефть, мазут. В топливном балансе Куйбышевской области львиную долю составляли донецкий уголь и бакинская нефть. Поскольку Донбасс был временно оккупирован, промышленные предприятия Куйбышева обеспечивались дальнепривозным карагандинским углём, а железные дороги до предела были забиты военными грузами.

Нехватка угля заставила предприятия перейти на мазут, но и с ним вскоре начались перебои. Крупный индустриальный центр оказался на голодном топливном пайке. А запасы голубого топлива — природного газа — были совсем недалеко — под Бугурусланом, на Новостепановском и Калиновском месторождениях. 

Первый в стране

В Советском Союзе не было опыта прокладки дальних газопроводов (самым протяжённым тогда был 18-километровый в Саратовской области). Несмотря на это, 7 апреля 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве газовой магистрали Бугуруслан — Куйбышев.

Газопровод протяжённостью 165 километров должен был вступить в строй в рекордно сжатые сроки. Для того, чтобы в Куйбышев ежегодно поступало не менее 200 миллионов кубометров газа, на месторождениях Бугуруслана до конца 1942 года необходимо было пробурить 20 газовых скважин и провести разведбурение для подготовки новых фондов топлива. 

Сооружение трубопровода поручалось тресту «Центроспецстрой» наркомата нефтяной промышленности. Начальником строительства назначили крупного специалиста по разработке нефтегазовых месторождений и контейнерно-трубопроводному транспорту, будущего академика Николая Черского. Для эксплуатации газовых месторождений и газопровода была создана Всесоюзная контора «Бугуруслангаз», первым управляющим которой стал Константин Сульженко. В районы строительства газопровода из Баку перебросили часть треста «Азнефтегазстрой» и 800 квалифицированных нефтяников с семьями. 

Первый штык лопаты вошёл в землю на отрезке намеченной трассы 25 июня 1942 года, до того, как был получен окончательный проект строительства. Для рытья и засыпки траншей привлекалось население прилегающих районов Чкаловской и Куйбышевской областей. Только Бугурусланский райисполком направил на трассу 350 человек, главным образом женщин, учащихся техникумов и училищ, старшеклассников, а также 150 подвод с возчиками. Из Мордово-Боклинского района прислали 150 человек и 50 подвод. 

В Бугурусланском архиве хранится приказ наркома нефтяной промышленности Седина о выделении стройке 500 ломов, 1500 кирок и другого инвентаря. По заданию обкома партии 5 тысяч лопат изготовил Бузулукский завод имени Кирова. 

— Техники такой, как сейчас, и в помине не было, — рассказывал старейший работник НГДУ «Бугурусланнефть» Иван Скворцов. — Не только траншею рыли с помощью лопат, ломов и кирок, но и все другие работы — сварку труб, изоляцию, засыпку — выполняли вручную. Трубы в траншею опускали с помощью ручных, как на обычных сельских колодцах, воротов. Материалы для стройки с железнодорожных станций перевозили на лошадях, быках и верблюдах. 

Спешка вынужденная — до осенней хляби и заморозков необходимо было закончить выемку грунта из траншей. Это почти удалось. Но  бураны с крепкими морозами зимой 1942-1943 годов, а затем талые воды испортили открытые траншеи, завалили их грунтом. Нужно было заново выравнивать края траншей и очищать дно. Об огромном масштабе проделанной работы говорят такие цифры: 1800 тысяч кубометров перелопаченной земли, 20 тысяч сваренных стыков, 8 преодолённых рек и речушек. Были сооружены 4 дюкера через реки, 3 — через магистральные пути, 3 — через озёра и болота. 

Факел Победы

Строителям магистрали потребовались специальные коррозионно-стойкие стальные трубы диаметром 300 миллиметров, но изготовить их было непросто — весь металл в стране шёл на выпуск вооружения и боеприпасов. Решили демонтировать и доставить трубы с недостроенных нефтепроводов в Азербайджане, Башкирии и Краснодарском крае. При планировании прокладки газопровода исходили из того, что недостающие металлические трубы заменят асбоцементными повышенной прочности, выпуск которых был налажен на Воскресенском заводе под Москвой.

Наркомат резиновой промышленности организовал выпуск специальных колец для соединительных муфт таких труб. Трубы и муфты поставили в начале 1943 года, когда незадолго до подхода к Куйбышеву (около 21 километра) закончились стальные трубы. 

— Эти дни навсегда врезались в память, они были самыми тяжёлыми, — вспоминала работавшая на прокладке газопровода в районе Кинель-Черкасс Э. Г. Соловьёва. — Асбоцементные трубы на стыке соединялись муфтами. А резиновые кольца для уплотнения соединительных муфт на морозе быстро твердели, становились непригодными. И натянуть муфту было невероятно трудно. Но женщины — народ сноровистый! Мы стали попросту закладывать кольца под телогрейки и сорочки — своим теплом согревали резину. Ей придавалась требуемая мягкость и эластичность. А последние 1600 метров прокладывали из отработанных орудийных стволов. 

Ветеран оренбургской журналистики Моисей Вайнштейн вспоминал, что на последнем, куйбышевском участке газопровода на рытьё траншеи были брошены воинские подразделения, курсанты военных училищ. Даже из госпиталей приходили выздоравливающие на стройку и помогали чем могли. Одновременно с прокладкой трассы неподалёку от Куйбышева строилась газораспределительная станция, от которой пошли отводы к предприятиям и, в первую очередь, к сооружённой в начале войны Безымянской ТЭЦ. 

15 сентября 1943 года на восточной окраине Куйбышева вспыхнул факел — бугурусланский газ пришёл к Волге. Был он очень скромным, этот факел, приходилось принимать меры предосторожности: немцы неоднократно проводили аэрофотосъёмку промышленных районов города, о чём свидетельствуют снимки из архива. 

Когда первый в стране крупный газопровод вступил в строй, началась регулярная подача газа под естественным пластовым давлением на оборонные предприятия, а затем и в жилые дома крупнейшего промышленного района, названного в народе Безымянкой. 

Экономия почти 200 тысяч тонн привозного угля стала одним из реальных результатов ввода в промышленную эксплуатацию газопровода Бугуруслан — Куйбышев. Почти полностью было снято потребление угля и мазута на 18 заводах и Безымянской ГЭС. Проложенная от Бугуруслана подземная газовая магистраль действовала долго, обеспечивая дешёвым топливом огромный город и в послевоенные годы. Позднее Куйбышев, население которого превысило миллион человек, стал получать газ по новому трубопроводу из Оренбурга. Но жители Самары с благодарностью вспоминают о первом советском газопроводе и его строителях, которые в далёкие военные годы в холмистых степях Заволжья, работая в невероятно тяжёлых условиях, совершили настоящий трудовой подвиг, построив первый советский дальний газопровод Бугуруслан — Куйбышев.